В Ногинске в память о великом футболисте Федотове по традиции сыграли матч года
Матч памяти легендарного футболиста Григория Федотова собрал в Ногинске тысячи зрителей. К местной “Спарте” пожаловал ЦСКА. Традиции проведения таких встреч уже более полувека.
Футболист от Бога, гроза вратарей Григорий Федотов начал свой яркий спортивный путь в местной команде “Знамя” в конце 30-х годов. Потом в его жизни будут победы в составе столичного армейского клуба и сотня мячей, забитых в играх чемпионата СССР. К великому сожалению, судьба отмерила Мастеру всего 41 год жизни...
На матч памяти Федотова собираются не только ногинские любители футбола, приезжают болельщики из соседних городов — Электросталь, Павловский Посад. Лучше всего устроиться на трибуне рядышком с убеленными сединами дедулями. У них и комментаторский язык сочнее, и баек разных наслушаешься.
“А помнишь, как в 68-м наш защитник Боря Живов с завода топливной аппаратуры носом отбил мяч, который в пустые ворота летел?” “Спрашиваешь, конечно, помню. Капитан ЦСКА и сборной СССР Альберт Шестернев ка-а-а-к вдарил по воротам! Все, думаем, гол. Вратарь не успел среагировать, зато Боря оказался на ленточке. Отбить-то мяч он отбил, да нос у него превратился в грушу...”
Основной состав ЦСКА приезжал в последний раз в Ногинск пять лет назад в ранге обладателя Кубка УЕФА, сфотографироваться с европейским трофеем выстроилась громадная очередь... После этого жесткий график игр не позволял отлучаться ведущим игрокам на товарищеский матч. Руководство ЦСКА присылает в Ногинск “честолюбивых дублеров”. Что, заметим, отнюдь не умаляет интереса к футболу со стороны болельщиков. Ведь обязательно кто-то из дубля через год-другой заявляет о себе в команде мастеров. Те же седовласые старики на полном серьезе уверят вас, что несколько лет назад запомнили в игре Юрия Жиркова, тогдашнего юношу, приехавшего покорять столицу из Тамбова, а нынче лидера сборной России, игрока лондонского “Челси”.
А еще на матч памяти Григория Федотова неизменно приезжают ветераны армейского клуба. Тех, кто играл с Григорием Ивановичем в знаменитой “команде лейтенантов”, увы, не осталось. Последним ушел в прошлом году Валентин Николаев. Приезжают те, кто тренировался у Федотова. Перед матчем непременно заедут к памятнику футболисту в микрорайон Глухово, а потом уже — на стадион. На сей раз среди почетных гостей Ногинска были олимпийский чемпион-56 Юрий Беляев, чемпионы Советского Союза Владимир Агапов и Марьян Плахетко, заслуженный тренер СССР Владимир Сальков.
Дублеры ЦСКА сумели вырвать победу у районной любительской команды лишь на последней минуте — 3:2. Болельщики разошлись вполне удовлетворенные зрелищем. А ветераны советского футбола по приглашению организаторов матча Якова Могиленского и Олега Данилкина — на “третий тайм”. Воспоминания, само собой, текут рекой.
— А вы знаете, что Григорий Иванович за ЦСКА не хотел играть? — задает вопрос Владимир Агапов и сам же отвечает. — Ему “Спартак” был по душе, за него сыграл игру с басками в 37-м, хотел и остаться там, да в армию призвали. И как человек ответственный и порядочный верой и правдой служил ЦСКА. В первый же день в армейской команде Григорий Иванович получил прозвище Сидор. Его “старики” вечерком послали в магазин, мол, за погоны надобно же проставиться. Федотов приносит большие бутылки. “Нате, — говорит, — шампанское вам”. Откупорили одну бутылку, а там не шампанское, а сидр яблочный, была такая шипучка когда-то. Ну и стали с тех пор Григория Ивановича иной раз Сидором называть...
— Однажды решили мы на сборах в Сухуми подзавести нашего тренера, — вступает в беседу Юрий Беляев. — С Виктором Федоровым говорим Федотову: “А что, Григорий Иванович, сейчас-то, поди, вам трудно как следует по мячу приложиться, не то что лет десять назад...” Тот вскипел мгновенно: “Что?! А ну-ка, Федоров, иди с угла навешивай в штрафную площадку. Если из десяти попыток забью восемь голов, ты, Беляев, мне коньяк покупаешь. Если же забью семь, я — тебе покупаю”. И надевает красные кеды, нам их в ЦСКА по спецзаказу прислали. В ворота встал Борис Разинский, между прочим — олимпийский чемпион Мельбурна. Так вот, Федоров навешивает, а Федотов — бах, бах — все мячи точнехонько в левый уголок со штангой впритирку. Разинскому кричат: “Боря, встань в левый угол”.
Разинский смещается ближе к штанге, а Григорий Иванович начинает в правый угол бить. И что думаете? Выбил из десяти — десять! Пришлось мне за коньяком для тренера топать... Замечательный человек был Григорий Иванович. Спасибо ногинчанам за память о нем. И за памятником ухаживают, и молодежь воспитывают через такие вот матчи в честь Федотова...