Первые матчи российских клубов в 1/8 финала Лиги Европы лишний раз засвидетельствовали, что содержание игры и результат в футболе далеко не всегда совпадают.
Атакующий комплекс
ЦСКА достался, пожалуй, самый сильный соперник из всех, кого жребий выбрал российским клубам на этой стадии. Игроки «Порту» отметились в Лужниках не только мягкой техникой, что естественно для представителей латинской школы, но и удивительной цепкостью. Благодаря ей гости и выигрывали большинство единоборств, особенно после перерыва. Причём жёсткой оказалась не только индивидуальная, но и командная хватка португальцев. Не зря Леонид Слуцкий до игры подчёркивал, что победить этого соперника можно только за счёт скорости. Пока у армейцев хватало сил, им удавалось держать темп, но чем ближе становился финальный свисток, тем сложнее было хозяевам выпутываться из сетей португальского прессинга. Причём и этот приём в исполнении «Порту» выглядел своеобразным: не мощным и подавляющим, как, допустим, у немцев, а тягучим и вязким. Именно такие путы, в которые на 70-й минуте угодил Кейсуке Хонда, и помогли гостям организовать единственный в матче гол.
Но даже против такого непростого соперника ЦСКА имел хорошие шансы, и тем обиднее, что использовать их не удалось. Похоже, тренеры сумели разложить работу португальского механизма до болтика, обнаружить скрытые дефекты и выбрать правильную линию противодействия. Потому что в первом тайме «Порту», достоинствами которого российскую публику до игры немного запугали, отнюдь не выглядел неприступным. Но ни одна из множества проникающих атак армейцев результата не принесла. Похоже, армейские форварды испытывают сейчас некий комплекс: очень уж неуверенными в себе выглядят они на линии огня. Возможно, в связи с этим имело смысл дать больше игрового времени Томашу Нециду: он и в Лиге Европы, и в зимних спаррингах забил больше партнёров.
Повторный мастер-класс
Если армейцы в линии атаки терзаются выбором, то «Зенит» испытывает муки обратного свойства: в команде нет ни одного здорового центрфорварда. Данко Лазович и Данни, которые поочерёдно закрывают вакансию, вообще-то больше склонны к атакам из глубины и на острие играют вынужденно. Отсутствие у них специального навыка, возможно, является главной причиной, которая в последних матчах мешает чемпиону забивать чаще. Потому что с темпом, с агрессией, с креативом видимых проблем у «Зенита» нет, а с голами есть. Каждый из российских матчей четверга можно назвать по-своему нелогичным с точки зрения результата, но всё же именно в Энсхеде это несоответствие выглядело особенно вопиющим. Не то что разгрома – «Зенит» и поражения-то, исходя из содержания игры, не заслуживал.
Впрочем, возможно, это только казалось. Потому что «Твенте» ровно в таком же стиле победил и «Рубин». Тогда в Лужниках россияне тоже больше работали с мячом, больше нагнетали, а цифры на табло после игры радовали голландцев. Этот клуб и тогда поразил атакующей конкретикой, и теперь преподал россиянам голевой мастер-класс. Причём и по рисунку голландские голы были похожи. В казанские ворота три мяча влетело после атак с воздуха, один – после выстрела издали. «Зенит» получил практически то же самое, разве что без участия угловых. И такая методичность голландского чемпиона заставляет предполагать, что нелогичность результата может быть кажущейся.
Начинающий профессор
Если чемпион и вице-чемпион оказались в европейской аудитории учениками, то четвёртая команда премьер-лиги неожиданно предстала профессором. Лекцию о том, как надо забивать, в Амстердаме прочитали россияне. По содержанию игры преимущество «Аякса» было большим, временами подавляющим, но победителем вышел «Спартак». Конечно, хорош был Андрей Дикань, однако и форварды соперника героями себя не показали. Что же до вратаря, то неумеренности в оценках лучше избежать. По-настоящему он выручил свою команду раз-другой, а все остальные его включения в игру были рабочими, рядовыми, где пропускать он не имел профессионального права. В то же время и пару помарок голкипер допустил, и не стать фатальными им помешала только поразительная – и приятная для «Спартака» – неудачливость соперника.
В то же время для озабоченности этот матч поводов дал больше, нежели для радости. Потому что по своей сути красно-белый футбол по-прежнему малоубедителен: нестабилен и ненадёжен. «Аякс» позволил «Спартаку» гораздо меньше, чем «Базель», и российская команда в Амстердаме временами выглядела просто потерянной. В первом тайме совсем не было контроля мяча, хотя центр поля Валерий Карпин доверил тройке бразильцев: кому бы, казалось, как не им, заниматься коллективным созиданием. А от слабости в центре шли проблемы и в обороне, и в атаке. Лишь первая половина второго тайма оказалась интересной по содержанию, хорошо, что именно в этот отрезок гостям и удалось забить. Разумеется, этот матч добавил команде уверенности, что для нынешнего «Спартака» актуально, но в то же время извлёк из памяти любимый оборот Карпина: «Работы – непочатый край».
В целом же встречи россиян в 1/8 финала Лиги Европы напомнили избитую футбольную истину: мало иметь хорошую игру в общем – надо быть убедительным в частности, там, где забивают голы.