Армейцы не смогли пройти "Порту" в 1/8 финала Лиги Европы, потерпев поражения в обоих матчах с португальцами.
КАК ОБУХОМ ПО ГОЛОВЕ
Странное было ощущение перед этим матчем, ей-богу. С одной стороны, мы приехали в гости к очень сильному европейскому клубу (едва ли не самому сильному в нынешней Лиге Европы), да еще и проиграв дома. С другой, жила в душе какая-то необъяснимая уверенность, что пройти мощного соперника имеем все шансы.
1:0 в гостях - счет вообще коварный. Ты вроде бы сделал уже большую часть дела, но стоит пропустить в домашнем матче, пусть даже и какой-нибудь нелепый гол, как случилось с самими армейцами на предыдущей стадии с ПАОК, и все переворачивается с ног на голову: ситуация абсолютно выравнивается, а психологическое преимущество сразу уходит к отыгравшимся. Да еще и любой обмен забитыми мячами становится в их пользу.
Но этот уравнивающий гол еще надо забить. Вся практика мирового футбола показывает, что форсировать события для этого не нужно - при правильно выстроенной и уверенной собственной игре плод обязательно созреет сам. Однако попробуй сохранить полное спокойствие, когда надо отыгрываться, прекрасно понимая: противник - отнюдь не подарок...
В любом случае на подобные поединки надо выходить максимально концентрированными и очень желательно - в добром расположении духа. Но жизнь, увы, этому способствует не всегда. Накануне, за пять минут до конца предматчевой тренировки, армейцы потеряли одного из ключевых футболистов - Павла Мамаева, начавшего этот сезон очень уверенно и игравшего в последнее время большую роль в тактических построениях ЦСКА.
Павел, как он сам рассказал, почувствовал какой-то щелчок в ноге и следом за ним - резкую боль. Команда уехала в гостиницу, а Мамаев остался на стадионе "Драгау", где медицинский центр оборудован так, что можно провести полноценное обследование. И каким же было общее разочарование, когда по возвращении футболиста в гостиницу стало известно, что он надорвал мышцу задней поверхности бедра и пропустит теперь около месяца.
Но даже это несчастье ушло на второй план следующим утром: до Порту дошла весть о том, что в Санкт-Петербурге погибла жена Вячеслава Малафеева. Не секрет, что между игроками разных клубов отношения бывают разные, но к Славе, по-моему, хорошо относятся абсолютно все - настолько приятен в человеческом отношении питерский голкипер. И многие в ЦСКА не только с ним постоянно пересекались, но знакомы были и с Мариной, поэтому известие восприняли - как обухом по голове. Трудно представить, как в такой обстановке готовился к игре против "Твенте" сам "Зенит", но могу сказать: армейцам новость тоже далась непросто и нужных эмоций, естественно, не добавила.
С "ЗАСУХОЙ" ПОКОНЧЕНО, НО...
Жизнь, однако, продолжается - в 20.05 по португальскому времени ЦСКА вышел на поле красавца "Драгау". Вышел во вполне предсказуемом составе. Учитывая, что Гонсалес и Секу к полному матчу пока не готовы, а Думбья, напротив, успешно прошел все медицинские тесты, вопрос оставался только один: кто вместо Мамаева выйдет в опорной зоне полузащиты вместе с Хондой - Алдонин или Шемберас. Леонид Слуцкий сделал выбор в пользу первого. Виллаш-Боаш свой московский состав трогать вообще не стал - да и с чего бы? Варела вновь остался в запасе.
Зато вышел Халк, который в Москве вроде бы получил повреждение, но быстро его залечил. И именно бразилец, о котором все здесь в Португалии только и говорят, сразу же испортил армейцам и их поклонникам настроение. Исполняя штрафной с "точки Шевченко" (правда, в зеркальном отражении - от правой броки), он закрутил мяч по такой изощренной траектории, что тот облетел абсолютно всех желающих встретиться с ним в штрафной, ударился о дальнюю штангу и отскочил в ворота.
ЦСКА тут же попытался восстановить статус-кво, проведя массированную атаку, но перекладина ворот "Порту", принявшая удар Вагнера после подачи углового, помогать гостям не стала. Начало в итоге получилось - врагу не пожелаешь. "Драгау", заполненный где-то чуть больше чем на две трети, запел, заголосил, застучал в барабаны.
Наших болельщиков, кстати, на стадионе было немного, сотни четыре - они вместились на одном угловом секторе. Но каждый долетевший до Порту из Москвы заслуживает уважения: прямых рейсов сюда нет, а что такое добираться с пересадками, поведал нам генеральный директор ЦСКА Роман Бабаев, потративший накануне на перелет Москва - Франкфурт - Порту около девяти часов.
Игра тем временем понемногу переместилась на хозяйскую половину поля. Но большего, чем полдесятка неэффективных угловых, армейцам извлечь из образовавшегося территориального преимущества не удалось. В голову полезли нехорошие воспоминания о том, что забить "Порту" ЦСКА не может уже шестую игру подряд. Но потом пришла спасительная мысль: ведь и португальцы до сих пор забивали нам только в Москве - теперь Халк с этой традицией покончил. Может, прервутся и остальные?
Увы. Второй гол в наши ворота родился из ничего. Атака ЦСКА закончилась дальним выносом от ворот Элтона. Армейские защитники сначала решили создать искусственный офсайд, выйдя к центральной линии поля. Потом, видя, что португальцы вперед не спешат, Игнашевич побежал за мячом и, преследуемый соперником, из неудобного положения сбросил его головой Акинфееву. Наш вратарь дотянулся до мяча с еще большим трудом и, пытаясь сохранить в игре, отбросил в сторону углового флажка. Но там первым оказался соперник. Навес в штрафную на стремительно набежавшего партнера (опять этот Гуарин!) - и российские шансы вроде бы окончательно запели романсы.
Слава богу, сократить разрыв и прервать "засуху" в играх с "Порту" удалось на этот раз очень быстро. Уже португальцы попались на желании оставить противника вне игры в массированной армейской атаке: классный пас Дзагоева разрезал слоеный пирог их обороны, и выскочивший один на один с голкипером Тошич не сплоховал. Романсы пока откладывались. Тут же последовала еще одна очень перспективная атака, но удар головой Думбья в концовке получился очень уж неубедительным. Форварды свое безголье прерывать не спешили.
НА "ДРАГАУ" СДЕЛАЛОСЬ СКУЧНОВАТО
Второй тайм стартовал довольно обнадеживающе. Не сказать, что Алдонин создал очень опасный момент: его удар с острого угла, да еще и в падении, пришелся выше цели. Порадовала сама активность полузащитника, имеющего склонность скорее к дальним ударам, чем к завершению атак в суматохе штрафной площади.
Чуть позже Тошич попытался обострить ситуацию фирменным дриблингом, но пройти португальского защитника не сумел. Этот эпизод, полагаю, вообще вряд ли запомнился бы, имей армейская активность сколько-нибудь выраженное продолжение. Произошло, однако, странное: армейцы активность снизили. Не без участия соперника, конечно, сконцентрировавшегося на разрушении в большей степени, чем на конструктивной игре.
В результате футбол на "Драгау" поскучнел. У армейцев никак не получалось организовать нечто массированное, прижать "Порту" к воротам. Хозяева же вовсе к этому не стремились, хотя и имели после перерыва ряд полумоментов. В одном из эпизодов вблизи португальской штрафной снесли Вагнера. Показалось - вот он, шанс, пусть и не сконструированный игровой изобретательностью, но несомненно выстраданный ЦСКА. Увы, вместо хитрого Хонды к мячу подошел хмурый Гонсалес. И пробил прямо в стенку, проиллюстрировав тем самым общий наступательный настрой вчерашнего ЦСКА: по амплитуде значительный, но несколько прямолинейный.
Впрочем, за несколько минут до конца Вагнер отважился на нестандартное действие - и едва не сравнял счет. Увы, это был лишь эпизод: навязать свою волю неожиданно прагматичным португальцам ЦСКА так и не сумел.