Если кто-то до сих пор и терзался вопросом, в чём смысл приезда Роберто Карлоса в Россию, то эхо от церемонии открытия сезона в Санкт-Петербурге подсказывает такой ответ: в том, чтобы сделать нас лучше.
Про банан, который был показан капитану «Анжи» во время поднятия государственного флага России на стадионе «Петровский», знают сейчас в самых дальних уголках Земного шара. И не только в футбольном сообществе. Потому что Роберто Карлос – фигура планетарного масштаба. Сулеймана Керимова, который привёз его в Россию, стоит поблагодарить уже за то, что о расизме заговорили. Что заметили проблему, которую игнорировали много лет.
Хотя многие и сейчас в случае на «Петровском» не готовы видеть проблемы. Одни говорят, что человек был голоден и почистил банан для того, чтобы перекусить. Другие утверждают, что речь идёт об одиноком отморозке. Третьи, признавая, что тот, с фруктами, был не прав, поясняют, почему: лишь потому, оказывается, что на Карлосе в тот момент была футболка в поддержку Славы. А некоторые уважаемые представители культурной элиты требуют пригвоздить негодяя к позорному столбу с такой горячностью, будто о расистских выходках узнали впервые.
Можно почти не сомневаться, что будь капитаном «Анжи» не Роберто Карлос, а, к примеру, Бенуа Ангбва, никакого резонанса эпизод не получил бы. Как не имели какой-либо заметной общественной реакции все прежние случаи подобного рода. Однако сейчас мнение темнокожих мастеров вдруг стало всем интересно. И тот из них, кто проявил себя в России ярче других, Вагнер Лав, утверждает, что, встречаясь на поле «Петровского» с мячом, обезьяний шум с трибун слышит часто.
Вот только окружающие раньше его предпочитали не слышать. Как предпочитали, например, не раздувать проблему из штрафа, уплаченного в 2008 году «Зенитом» в казну УЕФА за «расистское поведение болельщиков», как было сказано в соответствующем решении КДК. Тогда за матчем с марсельским «Олимпиком» многие сторонники питерского клуба наблюдали в белых колпаках в стиле куклусклана и в те моменты, когда мяч попадал к чернокожим игрокам гостей, скандировали расистские лозунги и кидали на поле бананы.
Не замечали обиды, с которыми покинул Россию способный нигерийский форвард Мусса Маазу: расистские выходки, которыми как-то особенно отличились динамовские болельщики, его задевали очень сильно. Не замечали реакции Бенуа Ангбва, который однажды после победы над «Спартаком» кричал что-то мстительно-торжествующее в сторону фанатской трибуны соперника, которая весь матч ухала в его адрес. Между прочим, того самого Ангбва, который регулярно и без помпы помогает деньгами российским детдомам и больницам. Да и много чего ещё похожего мы не замечали. Теперь однако заметить придётся.
Те, кто забавляются на трибунах с бананами, категорически не способны понять того, что, пытаясь выставить кого-то дикарями, дикарями выглядят сами. А благодаря им и Россия в глазах просвещённого мира предстаёт диким, дремучим краем. Можно сказать, банановой республикой. И если нам не хочется такой репутации, надо что-то делать.
Принято считать, что расизм – проблема не футбола, а общества. Верно. Только ведь футбол в нашем обществе не на рядовом положении. Это витрина. А хотя бы витрину содержать в порядке можно. Было бы желание.
Когда говорят, что навести порядок на трибунах, как это в своё время было сделано в Англии, нельзя, поскольку у нас слишком старые стадионы, где нет условий для размещения специальной аппаратуры, в это верится с трудом. Как и во всякую иную отговорку. Потому что при современном уровне развития технологий выявление и изоляция футбольных хулиганов представляется исключительно вопросом желания. Вот захотел «Зенит» по-настоящему – и в течение суток нашёл того, кто протягивал банан Роберто Карлосу. Обещано, что в его отношении будут предприняты самые жёсткие меры вплоть до запрета на посещение домашних матчей «Зенита».
Это хорошо. Не хотелось бы только, чтобы вопрос на этом посчитали исчерпанным. Не закрыть бы опять глаза, когда банан протянут не чемпиону мира. Не остаться бы банановой республикой.