Дерби, в котором все решил не только единственный эпизод, сыгранный Ари. ЦСКА позволили себе слишком много слабостей, которыми «Спартак» с удовольствием пользовался. О Дзюбе и Месси, Щенникове и МакГиди, Хонде и Мамаеве – в тактическом обзоре принципиального матча.
Обе команды начали игру с 4-4-2, впрочем, во втором тайме «Спартак» вновь вернулся к 4-2-3-1. В центральной зоне играли Мамаев и Хонда. Оборонительные обязанности были возложены на Мамаева, гораздо реже японца принимавшего участие в атакующих действиях.
Два Думбия
Неплохо проводивший последние матчи Нецид остался на скамейке. С одной стороны, вышедший вместо него Вагнер провел не самый худший матч – индивидуально. Но с точки зрения тактики два однотипных форварда были не слишком полезны.
Вагнер делал все то же самое, что и Думбия – только реже. Реже шел в обводку, реже пасовал, реже фолил, реже принимал участие в атаке. Разве что по воротам он бил чаще, но результат был тем же самым – на двоих оба форварда команды ни разу не попали в створ ворот. В этом плане Нецид вполне мог бы добавить в игре армейцев на втором этаже, ну и вообще в борьбе. За весь чемпионат он выиграл единоборств больше, чем Вагнер и Думбия вместе взятые – и именно навязанной им борьбы не хватало у чужих ворот.
Нейтрализация Игнашевича
Что касается «Спартака», то первый тайм, с действующими очень близко друг к другу Дзюбой и Ари несколько отличался от привычной схемы «красно-белых», хотя, в общем, этот подход понятен. Именно игра двух форвардов позволила нейтрализовать Игнашевича – как бы это странно не звучало. Мы привыкли к тому, что нейтрализуют форвардов – но вот «Спартак» решал проблему Игнашевича. И решал ее удачно.
В большинстве моментов форварды красно-белых старались не забежать за Игнашевича, а принять мяч перед ним, исключив возможность верховой передачи или паса на ход. И в верховой борьбе, и по количеству перехватов Сергей – лидер турнира – а в этом матче ему не дали ни перехватывать мяч (между ним и мячом всегда был форвард), ни играть наверху – большинство навесов шли на Березуцкого, в итоге в полтора раза чаще вступавшего в верховую борьбу.
Битва за центральный круг
Расстановка команд в первом тайме
Логично было бы воспользоваться и странным сочетанием в центре полузащиты ЦСКА. И «Спартак» воспользовался блестяще, загрузив их работой по самое «не хочу». 16% всех ТТД в матче произошли именно в этой зоне, на 44 больше, чем в зоне единоборства МакГиди и Щенникова. Связанные работой в этой зоне, в которой также произошло и больше всего единоборств в матче, полузащитники ЦСКА фактически не принимали должного участия в атакующих действиях. Нагляднее всего фактический провал в атакующих действиях полузащиты демонстрирует количество передач из зоны вдоль центральной линии на половине поля соперника. Если «Спартак», перейдя половину поля, отдавал пас 176 раз, то ЦСКА – лишь 119.
Особо выделим невнятную игру Хонда, за весь матч выигравшего лишь 8 единоборств. Японец зачастую оставался «в стороне» от эпизода, причем как в атаке, так и в обороне.
Вагнер и Набабкин
Учитывая недостаток поддержки со стороны центральных полузащитников, и ограниченное влияние на игру флангов ЦСКА, очень важной была игра Вагнера в качестве «секонда пунта». Но в первом тайме мы от него такой игры так и не дождались, а во втором он действовал фактически в линию с Думбия.
Расстановка команд во втором тайме
В результате из центральной зоны между штрафной и центром поля на половине «Спартака» ЦСКА вообще отдал точных передач в два раза меньше, а острота в этих передачах появлялась как раз во втором тайме, когда удавалось доставить мяч до Вагнера, находящегося почти на линии штрафной. Он отдавал опасные пасы в штрафную три раза – но этого было явно недостаточно для победы.
Вообще наиболее острые атаки у ЦСКА организовывались именно во втором тайме, когда Ари перешел на левый фланг полузащиты. Он проигрывал очень много единоборств (вообще он в атаке за весь матч выиграл лишь 2 из 17), и после завладения мячом Набакин отдавал очень неплохие передачи на Секу, а уж он резал в центр или в штрафную. Это было здорово – но этого было мало.
Щенников и МакГиди
Различался подход команд и в обороне. Армейцы встречали соперника гораздо ближе к центру поля, но для «Спартака» это проблемой не являлось – они вполне могли преодолевать высоко выдвинутую оборону за счет скорости. Но при этом, начиная встречать соперника достаточно высоко, армейцы ведь сразу откатывались назад – «Спартак» не начинал атаку длинными передачами, которые выгодны выдвинутой линии обороны, а против такого начала атаки нужен коллективный отбор мяча и прессинг. Но этого в игре ЦСКА не было. В итоге защитники армейцев попросту откатывались обратно к своей штрафной.
Говоря об обороне ЦСКА, нельзя не сказать про Щенникова. Этот матч, пожалуй, подтвердил тезис о том, что это один из немногих защитников в чемпионате, способный остановить МакГиди. В отбор юный защитник армейцев играет ну просто классно, в этом матче ирландец терял мяч после обводок 8 раз – а за все предыдущие игры всего 10! Т.е. если в среднем в чемпионате 82% обводок у МакГиди удачные, то в этом матче он не дотянул и до 50%. Щенников же 12 раз вступал в отбор, и 11 раз выходил победителем. Однако и Макгиди начинал большинство обводок в статике, не на скорости, и Щенников оказался к этому готов тактически.
Анти-Думбия, Дзюба и Месси
Армейцы слишком зависели от Думбия. И красно-белым удалось его удачно поджать, не давая пространства для разгона, и атакуя еще в момент приема мяча. С этой задачей очень успешно справлялись Сухи и Шешуков – и единственный фактически вариант развития атаки был успешно нейтрализован. В этом плане «Спартак» выглядел более выгодно. Развивать атаку могли и Ари, и Дзюба (традиционно проделывавший огромный объем работы), и МакГиди. Дзюба вообще вступает в огромное количество единоборств – порядка 40 за матч, и это очень много. Если интересно, для сравнения Месси вступает в 40-50 единоборств за матч, но при этом выигрывает больше (порядка 55%), чем Дзюба (около 45%).
Ну и еще пример, чтобы вы поняли количество проделываемой Дзюбой работы. Чаще всех в чемпионате вступает в единоборства Кевин Кураньи. Но в пересчете на минуту сыгранного времени у него получается 0,36 единоборства в минуту. Аналогичный показатель Дзюбы – 0,43.
Объяснение
В целом же причиной поражения ЦСКА стала именно игра в атаке, точнее – ее организация. К тому моменту, когда Ари забивал гол, при должной организации, ЦСКА мог забить уже не раз – но дружина Слуцкого предложила «Спартаку» фактически единственный вариант развития атаки – через максимально быстрое доставления мяча до пары форвардов – при практическом отсутствии комбинационной игры в центре. Примитивный довольно своей однотипностью подход был удобен для «Спартака», со своей стороны атаковавшего более разнообразно. Опорные полузащитники красно-белых не позволили сопернику успешно развивать атаки – а вот армейские центрхавы эффективными не были ни в разрушении, ни в созидании.