У тренеров, которые завтра будут руководить командами в Махачкале, нетрудно обнаружить немало общего .
Оба шагнули в премьер-лигу главными в 34 года.
Оба со своими командами прошли через безденежье и пустые обещания руководства. Но если "Крыльям" потонуть не дали распоряжением Самого, то "Сатурн" ушел на дно, оставив после себя долги и залихватски выписанные бухгалтерские ведомости.
Оба теперь у руля больших клубов и завтра встретятся в Махачкале.
Леонид Слуцкий несколько лет ходил в самых молодых тренерах чемпионата России. Последние три сезона в этом статусе пребывает Андрей Гордеев. Нынче, правда, с приставкой "и.о.".
Да ему не привыкать. Когда-то в "Сатурне" начинал так же, однако быстро стал главным безо всяких условностей. Измученные немецким самодуром Ребером раменские ветераны спокойного и понятного Гордеева приняли на ура.
Но в Раменском мечтали об одном - выжить. А Махачкале, сверкающей, как новогодняя елка, фамилиями Это`О, Роберто Карлоса, Жиркова, подавай пир духа. На меньшее там не согласны. Гаджи Муслимович, не дотянувший даже до финиша второго круга, подтвердит.
Именно он в мае позвал Гордеева в "Анжи", едва тот распрощался с донецким "Металлургом". В помощниках Андрей Львович был тих, неприметен. На пресс-конференции во время дисквалификации Гаджиева отправлялся Вагиф Садыгов, на бровке то бузил, то танцевал лезгинку Арсен Акаев. Гордеев же занимался аналитической работой, собирал информацию о будущих соперниках, просматривал матчи. "О, боже мой, какая скука!" - на манер Онегина воскликнет кто-то. А Гордееву, представьте, нравилось. "Такая работа захватывает", - уверял он.
Впрочем, стоит ли ждать иного от человека, коротающего вечера с "Теоретико-методическими подходами к системе управления подготовкой футболистов высокой квалификации" некоего Сергея Тюленькова?
Как-то, услышав об этом от Гордеева, предположил насмешливо: "Небось, засыпаете над книжкой, как студент над учебником?" Андрей Львович с жаром возразил: "Что вы, это же очень интересно! Да и нет у меня задачи проглотить ее залпом. Читаю по чуть-чуть, в зависимости от того, что необходимо в данный момент. Тренер должен получать дополнительную информацию из разных источников".
В этом смысле, кстати, он похож на Слуцкого, который тоже всегда охотно погружается в мир футбольной литературы, книг по психологии. Оба способны разобрать игру на молекулы, увлеченно рассуждать о системном подходе к работе и прочих тренерских премудростях.
При этом они - вовсе не "сухари", какими порой кажутся возле микрофона. Особенно Слуцкий, любитель КВН и стихотворных импровизаций на командных вечерах. Вроде такой: "Это Петя наш Быстров, у него запас финтов, он играет просто класс, левая нога - атас..."
В декабре прошлого года мы со Слуцким долго говорили про Думбия. Под конец я собрался с духом: "Помните, вы обронили в нашем интервью: если у футболиста плохое настроение, могу ему прислать эпиграмму. Рождаются за секунду".
- Это вы к чему? - насторожился Леонид Викторович.
- Сейду травмирован. Может, поддержите парня эпиграммой?
Слуцкий тяжело вздохнул. Попросил день на раздумье. Но потом все-таки дал задний ход: "Не готов. Как-нибудь в другой раз". Я не осуждал. Тем более представил лицо Карпина или Бердыева, обратись к ним корреспондент с такой просьбой.
А позже понял, почему не задалось с эпиграммой. Это в прежних клубах Слуцкого футболисты дружили семьями. В ЦСКА отношения лежат исключительно в профессиональной плоскости. Собрались, отыграли - разъехались. Даже отмечать в ресторане победу в Кубке России некоторые армейцы не пожелали, и воспринято это было без обид.
Сегодня у Слуцкого и Гордеева трудный период. ЦСКА, еще недавно восхищавший на поле задором и огнем, сначала из-за травм терял игроков, потом - очки. И вот уж напрягся футбольный мирок. Взывает Гинера к трансферам и тренерской крови. Тот лишь отшучивается, просит потерпеть. В такой ситуации разгром "Трабзонспора" весьма кстати. Пены поубавится.
А у Гордеева в запасе всего месяц на то, чтобы убедить начальство в живучести тандема с играющим тренером Роберто Карлосом.
Год назад "Сатурн" посыпался с первых туров. Вылета удалось избежать, хотя многие команду уже похоронили. Позже я спросил Гордеева: "Что позволяло вам тогда сохранять спокойствие?"
- Я верил, что двигаемся в правильном направлении, - ответил он. - Как бы объяснить… Вот вы - профессионал своего дела. Читаете статьи коллег, которых хвалят. Чувствуете, и вам есть что сказать. И написать можете как минимум не хуже. Просто пока у вас не хватает чернил, нет денег на бумагу. Но рано или поздно вы получите и то и другое.
И вот сейчас Гордеев действительно получил. Осталось дождаться, что из этого выйдет.
Еще ведь не известно, с кем легче тренеру поладить - с Евсеевым или Это`О…
Александр КРУЖКОВ