Вчера московские армейцы и казанцы провели тренировки на соседних полях футбольного центра в испанской Марбелье.
Дмитрий СИМОНОВ из Марбельи
- Это со стороны кажется, что футбольные клубы должны враждовать, - сказал мне начальник команды ЦСКА Сергей Якунчиков. - На самом-то деле мы вовсе не враги. Допустим, в том же "Рубине" у меня хватает добрых друзей.
"Эх, Сергей Павлович, это ж только пока... - подумалось мне. - А когда дойдет дело до игры..."
* * *
Первым, кого я повстречал, приехав несколько дней назад в отель, где в Марбелье квартирует ЦСКА, был Сергей Игнашевич. Он двигался навстречу в вязаной шапке и теплом клубном пальто. Юг Испании пронизывал холод. Но это было еще полбеды.
Нагрянувший за день до меня ураган покрыл дорожки ветками, листвой и черт знает чем еще. Рассказывают, что на мосту перевернуло фуру. Скверик на пути от отеля к тренажерке оставлял ощущение полураспада. Картину дополняли перевернутая урна, дорожки, заваленные жухлыми ветвями пальм, и сами пальмы, печально склонившиеся к земле.
На море бушевали волны, и даже Айвазовский не остался бы к ним равнодушен. Весь берег был в камнях. Песок не слипался, но на коже оставлял липкий тонкий след, словно клейкая лента для ловли мух. На пляже было пустынно, только старый мужичок в ярко-красной кофте вел по берегу двух древних нестриженых такс..
Взглянув еще раз на волны цвета тины, я двинулся назад. Вдалеке маячила спина идущего из спортзала Евгения Алдонина, терзаемая леденящим ветром с гор. И я вспомнил об урагане, который 21 февраля нагрянет в Москву. Иногда даже на ураган продают билеты.
* * *
Такая погода стояла в минувшие выходные. Но уже в понедельник выглянуло солнышко, и игровой день Marbella Cup прошел вполне комфортно. Во вторник подул согревающий ветер. И в Марбелью вернулось тепло.
- Так здесь было и до урагана, - сказали мне.
Третий сбор ЦСКА перенесен в Турцию не из-за погоды, а из-за времени перелета (в Испанию добираться часа на два дольше) и качественного спарринга - 16-го числа с "Шахтером". Если бы этот самый третий сбор провели здесь же, в Марбелье, то можно было бы сразиться с "Малагой". Соперник хоть куда, но в Испании слишком велик ажиотаж. Перебор желающих поглядеть, как сыграет соперник "Реала".
* * *
Для пятерых футболистов, дольше всего сыгравших днем ранее против "Крыльев" (1:0), вчерашняя тренировка проходила в де-юре облегченном, а де-факто усложненном режиме. Им не пришлось играть в футбол. Автор гола Дзагоев (вот тебе и награда), В.Березуцкий, Щенников, Муса и Вернблум побегали вокруг поля под руководством нового физеотерапевта Антонио и попинали мяч через сетку три на три. Помогал Паулино Гранеро.
* * *
Игнашевич, не игравший с "Крыльями" из-за легкого ушиба, тренировался в общей группе. Больше занятие не пропускал никто, кроме Марка Гонсалеса.
Он то сидел и смотрел, то стоял и смотрел. Словно еще один тренер или физиотерапевт.
- Ай-ай-ай! - воскликнул Марк, когда его стали ощупывать в районе пояса.
Гонсалеса, если честно, страшно жаль...
* * *
Остальная часть команды проводила разминку, упражнения, двусторонку на полполя. Кому-то все время кричали: "Марадона!", - но я все время пропускал, кому именно. Послушал, как ведет себя Слуцкий, и поймал себя на мысли: а ведь вопреки расхожему мнению он весьма жесткий специалист. Не зря кореец Ким в сегодняшнем интервью окрестил его командиром.
* * *
На одной поляне проходила футбольная тренировка. На другой вовсю работал загадочный механизм. Броуновское движение футболистов. А точнее, бердыевское движение.
Занятие "Рубина" производит такое впечатление: ты глядишь, как ворочаются, какая куда, десятки шестеренок. Каждое их движение имеет глубокий смысл, и все они в итоге приводят в действие машину.
Вот человека облачили в пояс, веревкой привязанный к стенке, и заставляют бежать от этой стенки прочь, а веревкой его тянет назад. Вот человек встает на скамейку, делает несколько рывков гантелями, после чего совершает три мелких прыжка. Вот человек тягает штангу, потом прыгает (на расстояние чуть подальше), потом змейкой бежит мимо пластиковых палочек. Вот люди лежат на ковриках и тянут в разные стороны руки и ноги. Нет, это не камера пыток. Это тренировочный сбор по-бердыевски.
А вот и он сам: стоит, сложив руки за спиной, великан не ростом, но харизмой, маленький гигант футбольной мысли, так и не выкорчеванный из берлоги другим казанским медведем. Более молодым.
- Все команды как команды, похожие, - промолвил кто-то. - А "Рубин" - он какой-то особенный.
* * *
Еще одним полем дальше разместилось киевское "Динамо". На минутку отлучившись туда, счастливым вернулся чудо-массажист ЦСКА и сборной России Михаил Насибов. С футболкой в руках.
- История длиной в 14 лет! - воскликнул дядя Миша. - В 1998-м попросил у Андрея Шевченко футболку с автографом. Он пообещал: "Миш, давай при следующей встрече!" Но с тех пор все никак не получалось встретиться. То он не там, то я. И вот - нашлись. Он сразу вспомнил. Сколько с тех пор воды утекло...
* * *
Юрий Палыч Семин подошел поглядеть, как проходит восстановление Хонды. Тот вновь занимался с двумя санчо-пансами, один из которых - испанский сотрудник барселонской клиники, той самой, что гарантировала скорое возвращение хавбека в общую группу и взялась проследить. Японец по сравнению с прошлым днем куда больше занимался с мячом. И вновь согласился сказать кое-что в диктофон японским журналистам. Я подлетел к ним.
- Хонда не сказал ничего особенного... - сообщил коллега. - Он говорит, что ему предстоит сыграть в Лиге чемпионов, но от этого факта он не в восторге.
Верно ли выразил свою мысль японец? Верно ли я истолковал его слова - и надо ли их истолковывать?
* * *
Тренировки ЦСКА и "Рубина" завершились практически одновременно. Утоляя жажду чаем и прохладной водицей, футболисты и тренеры братались на крылечке. Образовались кружки - по интересам и национальностям. Врачи с врачами. Администраторы с администраторами. Щенников и Мамаев с Дядюном. Дзагоев с Касаевым. Секу с Мартинсом. Слуцкий с бывшим подопечным по "Москве" Кузьминым. Кто-то испаноговорящий подсел к Марку Гонсалесу.
Интересно, как они общались бы, если бы за минуту до этого прозвучал финальный свисток их игры?
* * *
В столпотворении на крыльце не участвовал только один человек - низенький, с сумрачно надвинутой на брови кепке. Тренировочное поле Курбан Бекиевич покинул последним из "рубиновых". Медленной, царственной походкой, отделившись от весело бредущей толпы, он прошел вдоль сеточного забора, недалеко от раздевалки свернул и поднялся наверх по трибуне.
Подошел к белому BMW, припаркованному возле футбольного центра. Потер где-то над бампером до блеска натертого авто. Сел за руль. Развернулся. И был таков.