Игорь Яновский по праву считается одним из символов владикавказской «Алании». В составе клуба из родной Осетии он стал чемпионом России 1995 года и вице-чемпионом 1996-го. Через 10 лет он ушел из большого спорта, сыграв напоследок в 14 матчах сезона за скромный французский «Шатору». Яновский провел и 32 игры в составе национальной сборной России.
Накануне Игорь Сергеевич побывал с визитом в Постоянном представительстве РСО-Алания при Президенте РФ. noar.ru воспользовался ситуацией и задал несколько вопросов, возможно, лучшему опорному полузащитнику в истории «Алании».
- Одна из статей, посвященных Вам, называлась «В жизни – молчун, на поле – лидер». Она была опубликована в газете «Спорт-Экспресс» в 1996 году. По завершении карьеры Вы храните верность своему жизненному кредо и все так же мало говорите?
- (улыбается) Безусловно, со временем стал более разговорчивым. Впрочем, многое по-прежнему держу в себе – не «болтун». В общем, остался, наверное, таким же, как и был.
- Чем сегодня занимается бывший полузащитник сборной России Игорь Яновский?
- Сейчас – абсолютно ничем. Несколько лет работал адвокатом. У меня ведь юридическое образование. Да и супруга – адвокат по профессии. В общем, был у нас свой адвокатский кабинет. А теперь мы большую часть времени проводим за рубежом. Так что ничем особо не занимаемся. Живем в Испании. Так лучше для детей. Да и нам с женой комфортнее.
- Вы наверняка знаете, как называли Вас владикавказские болельщики…
- Тюля?
- Да. Не обижало такое прозвище?
- Абсолютно нет. Я расскажу, откуда пошло это прозвище. Так называли еще моего дядю, Александра Яновского. Мне было лет 7 или 8, и первый тренер, Юрий Абаев, увидев меня, воскликнул: «О! Тюля!». Так что это прозвище закрепилось с самого детства.
- В Вашей клубной карьере было всего пять команд. Немного по меркам нынешних футболистов. «Автодор», «Алания», «ПСЖ», ЦСКА, «Шатору» – какой из них запомнился больше всего?
- Конечно, время, проведенное в «Алании». Ведь с игры за владикавказский клуб началась моя карьера. Пришли первые крупные успехи. С удовольствием просматриваю старые кассеты с играми за «Аланию». Приятно видеть, как мы - смотреть, как мы чуть «Боруссию» не обыграли! А матчи против московского «Спартака»?! Безусловно, было еще и чемпионство в составе ЦСКА, и Кубок России, выигранный вместе с «армейцами». Наверное, так: «Алания» и ЦСКА. Ну и колоссальный опыт я приобрел во Франции, играя за ПСЖ. Тем не менее, Осетия – моя родина. Как-никак, столько лет провел в футболке владикавказского клуба!
Играть во Франции было достаточно тяжело. ПСЖ – столичный клуб, фанаты которого весьма требовательны. В команду вкладывались деньги, а значит, все мы играли под постоянным давлением. Это было непросто.
- Легко ли Вам дался французский язык?
- Учить его начал, как только стало известно о моем переходе в ПСЖ. Понадобилось примерно 9 месяцев, чтобы начать говорить. Из «Шатору» ушел 6 лет назад. Недавно побывал во Франции – оказалось, что по-прежнему могу говорить. Достаточно нескольких дней, чтобы выйти на приемлемый уровень.
- Чем Вам запомнился Париж?
- Я жил ведь не в самом Париже, а в пригороде под названием Сен-Жермен-ан-Лэ. Естественно, по возможности выбирался в Париж. Люблю этот город. Там совершенно особый воздух, его ни с чем не перепутаешь. Любимого уголка в Париже нет, а вот Сен-Жермен-ан-Лэ обожаю практически весь. Там очень красивый дворец, бывшая королевская резиденция, в которой нынче располагается Национальный музей археологии.
- Кроме клубных достижений, в Вашей карьере – и 32 игры за сборную России…
- …я ведь попал в сборную за два месяца до начала чемпионата Европы-1996. Конечно, хотелось больше сыграть на ЧЕ. Но получилось так, как получилось: полтора матча. Наверное, тогда я был еще слишком молод для игры за сборную. Но считаю это колоссальным опытом, который очень помог мне затем в карьере. Само участие в чемпионате Европы по футболу, его атмосфера – что-то невообразимо. Это очень важно для любого игрока. А для молодого – вдвойне. Нашими соперниками в группе были Италия, Германия, Чехия – одни из самых сильных в то время команд! Шутка ли – именно немцы с чехами разыграли чемпионское звание в 1996 году!
- Вы – двукратный чемпион России, двукратный вице-чемпион нашей страны, обладатель Кубка России, серебряный призер чемпионата Франции, финалист Кубка французской Лиги. Кроме того, Вы дважды признавались лучшим футболистом России в своем амплуа. Какая из наград дороже?
- Безусловно, звания чемпиона России. Золото – это золото. Вкус первого места ни с чем не спутаешь. Вспоминают ведь всегда победителей. Этому меня научил еще Валерий Георгиевич Газзаев в «Алании»: нужно постоянно побеждать.
- Поддерживаете ли связь с Газзаевым?
- Увы. Впрочем, этой весной мы виделись в Испании, куда он приезжал на сборы с «Аланией». Поговорили, вспомнили былое.
- Не планируете ли вернуться в футбол в качестве тренера?
- Таких намерений нет. Хотя этот вопрос мне часто задают. Не чувствую, что способен управлять коллективом. А ведь профессия тренера обязывает крепко держать в руках все нити. Смог бы, наверное, тренировать детскую команду. Но профессионалов – нет.
- А кто был лучшим тренером в Вашей футбольной карьере?
- Думаю, Валерий Георгиевич Газзаев.
- Как бы Вы оценили его решение вернуться в Осетию и заняться «Аланией». Сделав ставку на местных воспитанников, владикавказцы, тем не менее, вышли в премьер-лигу.
- Это очень хорошее решение. Оно, несомненно, пойдет на пользу осетинскому футболу. Но в следующем сезоне, на мой взгляд, команде необходимо усиление. Многое будет зависеть от стабильности и объемов финансирования. Ставка на местных игроков для «Алании» во многом – вынужденная мера. Но это тот случай, когда все в итоге закончилось благоприятно. В течение сезона многие молодые футболисты получили бесценный опыт, раскрылись. Надеюсь, их прогресс продолжится.
- Спасибо за интервью.