Историю с отправкой спортсменов ЦСКА в часть для прохождения срочной службы мы восприняли по-разному. Одни сказали: какой кошмар, как можно рисковать карьерой олимпийских чемпионов или талантливых игроков сборных? Другие нашли аргументы за, оперируя международным опытом и правом соперников ЦСКА на равные возможности спортсменов перед службой в армии. При этом почти не звучали вопросы структурные.
Можно усмотреть в военно-спортивной реформе стремление Министерства обороны навести порядок в обширном армейском хозяйстве. Стремление похвально, и в рамках этого стремления логичны согласованные действия. Спортсмен высшего уровня в любом случае бюджетник - что в армии, что в национальной сборной; иными словами, деньги в него вкладывает государство. Если военное ведомство сочло этот процесс не своим делом, избавление от непрофильных активов должно напоминать цивилизованный процесс передачи прав собственности. Грубо говоря, подведя калькуляцию числа армейских спортсменов и затрат на их подготовку, выйти к правительству с проектом по передаче этих бюджетных расходов в ведение профильного министерства - спортивного, согласуя процесс с Минфином. Иное будет означать, что политика государственной поддержки спорта девальвируется.
Мы привыкли к тому, что ЦСКА - это один из флагманов нашего спорта, к тому, что именно армия воспитывала и поддерживала не одно поколение успешных спортсменов, которые были защищены и льготами в отношении воинской службы, и системой выплат по воинским званиям, и льготами на получение жилья. Перевод «на гражданку» для них, в том числе заслуженных, означает, что они этой защиты могут лишиться. Тем важнее для них понимать логику государства.
Армейский спорт - это в первую очередь люди, но это еще и имущество. Судьба материальной базы армейского спорта в не меньшей степени касается спортсменов нынешних и будущих.
Известна недавняя практика распродажи военного имущества с аукционов, например военных городков под будущую застройку, ради привлечения дополнительных денег ведомством. Однако пока вопрос о будущем армейских спортивных объектов открыт, деталей военное ведомство не обнародует. Между памятна волна превращения части таких объектов, связанных с военно-техническими видами спорта, при передаче во владение Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО), правопреемнице советского ДОСААФ. Формально РОСТО призвана была готовить молодежь к армейской службе: будущих десантников - прыгать с парашютом, связистов - изучать радиотехнику, наконец, пограничников, наследников Карацупы, знакомить с азами кинологии и всех будущих солдат учить стрелять в тирах. Но многие ли среди ваших знакомых, уважаемый читатель, слышали о подобной работе в реальности или сталкивались с такими инструкторами-специалистами? Хотя организация существует и каким-то образом финансируется, превратившись в вещь в себе, при этом исправно занимаясь на коммерческой основе предоставлением таких услуг, как подготовка автомобилистов.
Чтобы ситуация не повторилась, сейчас в рамках реформы, как и в случае с людьми, необходимо тщательно разбираться с армейской спортивной инфраструктурой, и также на уровне министерств обороны, спорта и финансов. Сеть этих объектов согласно логике господдержки спорта должна служить его развитию. В рамках федеративной структуры по стране (на федеральном, региональном, муниципальном уровне - в зависимости от значимости объектов) ее хозяевами должны стать именно руководители, отвечающие за развитие спорта. Тогда можно будет сказать, что в стране создается новая система, правопреемница армейского спорта. А не только рушится старая.