Завтра в переполненных "Лужниках" состоится матч, чью интригу не задушить тисками турнирной таблицы. Поединки ЦСКА со "Спартаком" были и остаются украшением чемпионата страны. Можно даже сказать, что они и есть российский футбол. Наша русская классика.
Что может заставить десятки тысяч сердец биться в унисон, ликовать или разрываться от горя? Большой праздник или страшная беда. Но дано и третье. Мы о футболе.
На фоне бесконечных разговоров о том, что футбол в России – темное царство, московское супердерби не луч даже – лучище света. Еще за неделю до матча билетик на ЦСКА – "Спартак" в гигантскую "Лужу" превратился в объект сладких грез. Мечту, для многих сегодня неосуществимую. Кассы пусты.
Сейчас невозможно предсказать, состоится ли аншлаг и будет ли перекрыто предыдущее достижение – 70 тысяч зрителей. Точное количество доступных мест (пока речь идет о 65 тысячах) озвучат лишь на совещании меньше, чем за сутки до игры, когда выяснится толщина полицейской прослойки между фанатскими секторами. Но ведь дело не в том, ждать ли рекорда. А в том, что мы на этот рекорд идем. Фанаты голосуют за дерби ногами!
Они покупают билеты в рай, где на 90 минут позабудут о зарплатах и заботах. Даже Евгений Гинер с Леонидом Федуном на эти два тайма станут простыми болельщиками. У нас на глазах сразятся два лучших новых русских тренера – въедливый Слуцкий, которого судьба вновь и вновь заставляет доказывать свою профпригодность, и неистовый Карпин, который, кажется, через мгновение сам выбежит на поле. По-бомбардирски влюбленный в "Спартак" Вагнер Лав постарается утереть нос снайперу-выскочке Юре Мовсисяну. Непробиваемая в 2013-м защита ЦСКА и шведская стенка Вернблум – Эльм пройдут испытание фланговым плеймейкером Комбаровым и игрочищем Дзюбой. А кумир красно-белой торсиды Андрей Дикань, как в "Матрице", будет уворачиваться от пули по имени Муса.
Мы всю неделю слушали неравнодушные голоса. Сравнивали игроков, пытались проникнуть в головы тренеров, делали ставки, просчитывали расклады, спорили друг с другом. Выиграет "Спартак" – сделает "Зениту" подарок в чемпионской гонке. Возьмет верх ЦСКА – и станет ближе к золоту и недостижимым в таблице для злейшего врага.
Но уже совсем скоро все споры закончатся. Когда завтра часы покажут 13.30, останется только футбол. Матч, где бьются не за очки, а исключительно за победу. И за ценой билета мы не постоим.
Ростислав ХАИТ: "КАРПИН И ЦСКА НЕСОВМЕСТИМЫ"
Болельщик ЦСКА, актер театра "Квартет И" уверен, что даже в самом страшном сне не увидит нынешнего тренера красно-белых у руля армейского клуба. А вот его коллега из МХАТа, давний поклонник "Спартака" признается, что не удивился бы переходу наставника красно-синих во вражеский лагерь.
– Где собираетесь смотреть встречу ЦСКА со "Спартаком"?
– Скорее всего, в Питере, где мы играем спектакль, по телевизору. К сожалению, успеваю только на второй тайм.
– Мхатовец Дмитрий Назаров рассказывал, что составители репертуара театра учитывают его безумную любовь к "Спартаку", а за кулисами стоит телевизор. У вас так же?
– Скромнее. Перерыв берем только под чемпионат Европы, куда мы уже дважды ездили с Лешей Барацем и нашим большим другом Максимом Виторганом. В 2008-м удалось посмотреть два групповых матча российской сборной в Австрии. А в прошлом году – столько же в Польше. Первая поездка оказалась удачной, а про вторую, честно говоря, и вспоминать не хочется.
– Следите за тем, как ведут себя тренеры во время матчей?
– По возможности. Увы, работа оставляет на футбол немного времени. Выручает телевидение. Хотя оно больше внимания уделяет происходящему на поле. Но приметил, что Леонид Слуцкий, как и Валерий Лобановский, во время матча покачивается на лавке.
– Насколько я знаю, вы большой поклонник творчества киевлянина.
– Лобановский создал три потрясающих варианта киевского "Динамо" разных поколений. Два из них – середины восьмидесятых и конца девяностых – мне посчастливилось увидеть.
– Вам не кажется странным, что когда ЦСКА попадает в полосу неудач, сразу же появляются разговоры о мягкотелости и отсутствии харизмы у Слуцкого?
– Мне странно слышать подобное, потому что, когда надо, Леонид Викторович вполне способен быть жестким – вспомните историю с Дзагоевым. Тренер он еще сравнительно молодой и пока не добивался больших турнирных побед, но свою линию выдерживает. Скажем, в обороне с некоторых пор он предпочитает только одного из братьев Березуцких. При том что в сборную Капелло вызывает обоих.
– В прошлом году главный тренер ЦСКА сам подавал Евгению Гинеру прошение об отставке. Это также говорит о твердости его позиции?
– Не думаю. Это, как раз могут воспринять, как проявление слабости. Отношение к подобному поступку может быть разным. К примеру, человек кончает жизнь самоубийством. Скажите, сильный он или слабый? Кто-то воспринимает такой шаг, как способ уйти от борьбы, а для другого – это проявление мужества.
– Слуцкий на фоне Карпина выглядит более сдержанным?
– Карпин – тренер-мотиватор, взрывной, импульсивный, за родную команду готов кого угодно порвать – вспомните стычку с Денисовым в "Лужниках". Слуцкий – стратег, то есть более сдержанный, последовательный, хотя простые человеческие эмоции ему и не чужды. Отсюда и различие в манерах поведения.
– Поведение на бровке и скамейке дает представление о характерах тренеров?
– Мне трудно сказать. Но Слуцкому приходится сложнее, поскольку он не дает выхода эмоциям. На мой взгляд, Карпин еще не окончательно вышел из образа игрока. А может быть, и не очень стремится. Отсюда острота и непредсказуемость спартаковца на пресс-конференциях.
– По-вашему, возможно ли появление Слуцкого на тренерском мостике "Спартака"? Поднимался же на него в свое время великий динамовец Константин Бесков.
– Не представляю себе подобного сюжета. Еще года три Леонид Викторович поработает в армейском клубе, а затем поведет к победам на домашнем чемпионате мира сборную России. Карпин же продолжит футбольную жизнь в "Спартаке". Причем неважно, в каком качестве. И уверен, даже в самом страшном сне не увижу Валерия Георгиевича во главе ЦСКА. Вот это несовместимо.
– Кто из футбольных наставников наиболее артистичен?
– Здесь вне конкуренции Моуринью. В его репертуаре экстравагантное поведение, кусачие реплики, война с журналистами. Не соскучишься и с Марсело Бьельсой из "Атлетика". Возможно, эмоциональность и выразительность не дали бы этим специалистам затеряться и на сцене. Наверное, поэтому и в своем деле они далеко не на последних ролях.
Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ: "ДОВЕРИЛ БЫ СЛУЦКОМУ И СБОРНУЮ"
– Верите, что "Спартаку" в воскресенье по силам обыграть ЦСКА?
– Вера – единственное, что осталось. Больше мне надеяться в этом дерби не на что. На матч, к сожалению, не пойду: хозяин поля на этот раз ЦСКА, да и у меня спектакль. Но от всей души желаю "Спартаку" победы.
– Что можете сказать о главных тренерах команд?
– Не хочется никого обижать, но реализация задумок Валерия Карпина оставляет желать лучшего. В голове-то у него, уверен, какая-то модель есть, но на поле она не отражается. Хочется увидеть четкий план: чего мы хотим, что строим? Как играть против "Волги", против "Амкара", против ЦСКА. Не сказать, что Слуцкий в этом плане безупречен, однако в последнее время игра армейцев стабилизировалась.
Понятно, что дело не только в тренере. Может, последняя победа и ничьи конкурентов как-то вдохновят "Спартак". Команда-то неплохая, и обстановка в коллективе здоровая. Чувствуется, что междоусобной войны нет.
– Кажется, Карпин еще не избавился от игроцкого прошлого и лишь исполняет роль тренера?
– Что-то подобное ощущается. Но я не хочу говорить, что Валерий не тренер. Он доказал свою компетентность. Однако этой профессии нужно учиться годами.
Великий Лобановский не сразу стал гуру. Все восхищались Газзаевым, когда он работал в ЦСКА, а сейчас у его "Алании" ничего не получается. И что, значит, Газзаев – плохой наставник? Помню, как костерили того же Слуцкого. Мои друзья, армейские болельщики кричали, что он вообще не тренер. А Билич? На минуточку, пару лет назад его называли лучшим специалистом в Европе. Но вот в "Локо" у него не выходит. Так бывает. В один день героями не становятся.
Вообще Карпин мне симпатичен. Во-первых, он театрал. Хотя Слуцкого я тоже у нас видел (смеется). А во-вторых, видно, что Валерий живет "Спартаком", неравнодушен.
– Чья манера поведения на пресс-конференциях – Карпина или Слуцкого – вам по душе?
– Я бы предложил ввести для тренеров специальный предмет – "актерское мастерство". Публичные люди обязаны уметь общаться с прессой, нравиться публике и журналистам вне зависимости от настроения. Нужно уметь держать удар, находить слова в любом случае. Важна и самоирония. А злость не красит никого... Конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?
– Слуцкий в этом плане намного спокойнее, никогда не срывается. Но, согласитесь, в харизме Карпину уступает.
– Карпин более резкий и эмоциональный, зато у Слуцкого прекрасная речь.
– Если бы наставники красно-белых и красно-синих были актерами, какие роли подошли бы им больше всего?
– Карпин, наверное, хорошо бы сыграл Чацкого. А Слуцкий кого-нибудь из персонажей Островского. Например, Карандышева из "Бесприданницы".
– Театральные режиссеры тоже бывают разные: кто-то эмоционально показывает все сам, кто-то рассудительно сидит в сторонке. С какими работать интереснее?
– Талант никто не отменял. Пусть режиссер будет сумасшедшим, но главное – идея: не постановка текста, а рассказ истории. Так же и в футболе – важно содержание. Я иногда могу простить поражение, если люди играли и творили.
Взять, к примеру, финал КХЛ. Я ходил на один из московских матчей "Динамо" с "Трактором" и был приятно удивлен: столько женщин и детей на трибунах, такая добрая атмосфера. Несмотря на поражение хозяев, никто матом не орал. На футболе, к сожалению, все по-другому.
– МХАТ известен своими спартаковскими болельщиками: вы, Олег Табаков, Дмитрий Назаров. А армейские есть? Часто говорите на работе о футболе?
– У нас стало много зенитовцев: Пореченков, Трухин, молодые актеры и даже актрисы. Понаехали (смеется). В дни матчей мы с ними не разговариваем и презираем друг друга. (Смеется.)
– Кто из современных футбольных тренеров кажется вам самым артистичным?
– Ну если назову Моуринью, буду слишком банален. Не помню фамилию, молодой парень в Италии…
– Страмаччони в "Интере"?
– Да, он самый! Очень экспрессивный. Прекрасный. Мне нравятся люди творческие. Еще я восхищаюсь Фергюсоном. Сколько лет подряд ему удается создавать команду мирового класса. Уже дети тех, с кем он начинал, приходят к нему в команду. Фантастика! Шотландец – пример тренерского долголетия и творчества. Есть еще Анчелотти. Правда, в "ПСЖ" сейчас такие деньги от арабских шейхов. Но это уже другая история.
– Допускаете, что Слуцкий когда-нибудь возглавит "Спартак"?
– В нашей стране все может быть. Я к Слуцкому отношусь нормально. Доверил бы ему и сборную. Кстати, вот Капелло – пример профессионализма. Приехал, увидел проблемы и решает их. И не дай бог, сейчас произойдут какие-то осечки, сразу начнут его ругать. Так это надоело! Он даже в своем почтенном возрасте продолжает развиваться, что очень важно. Иначе можно закостенеть.
– Можно ли сказать о Карпине, что он развивается?
– Понимаете, "Спартак" – моя команда, и мне хочется верить, что ее тренер прогрессирует. Но пока, к сожалению, убежденности нет. На первых порах он добился результата, а вот в межсезонье настроить команду снова не получилось.
Дмитрий СИМОНОВ // Александр ЛЬВОВ // Филипп ПАПЕНКОВ