На стадионе «Локомотив», где в центральном матче 28-го тура чемпионата России железнодорожники примут ЦСКА, стержневой защитник армейцев Сергей Игнашевич не всегда был гостем. Только те времена ушли так давно, что многие о них уже не помнят. Впрочем, в воскресенье его команда выйдет на черкизовскую арену с ощущением хозяина — пусть не поля, но собственной судьбы.
Игроком «Локомотива» он перестал быть десять лет назад. Сезон-2003 для команды Юрия Сёмина получился памятным. Пусть в России она не попала на пьедестал, зато во весь голос заявила о себе в Европе, к чему давно стремилась. Причём не где-нибудь, а на высшем уровне, в Лиге чемпионов. Начался год с упорных баталий против «Милана», «Реала» и «Боруссии». Правда, положительных эмоций они принесли немного, зато позволили футболистам почувствовать свою силу. И осенью команда стала уже второй в группе с «Арсеналом», «Интером» и киевским «Динамо». При этом «Локомотив» давал яркий, возможно, самый впечатляющий футбол за все времена – по крайней мере, многие именно ту команду готовы считать сильнейшей в истории клуба. Да и сам Игнашевич был в полном порядке: получил премию «Стрелец» как лучший защитник России, стал основным игроком сборной. Куда, казалось бы, уходить в такой момент? Но он ушёл.
Главная причина этого секретом давно не является. В «Локомотиве» у него заканчивался контракт, который клуб пытался продлить на тех же условиях. А ЦСКА предложил жалование в семь раз больше. Потом руководители железнодорожников спохватились и привели цифры в соответствие, но было уже поздно: он дал слово армейцам. Наверное, слово можно было взять обратно, тем более что подобный опыт в его трудовой биографии однажды уже случался. Когда в конце 2000-го он собирался покинуть Самару, то подписал предварительное соглашение с родным «Торпедо». Но потом не устоял под напором железнодорожников и изменил выбор. Вероятно, переосмыслить ситуацию можно было и тогда, на финише 2003-го. Но он этого делать не стал. И едва ли обошёлся без внутренних терзаний.
Должно быть, особенно много причин для сомнений было у него поначалу. Когда в 2004-м он пришёл в новый клуб, то не обнаружил там тренера, который и был главным инициатором его приглашения: Валерия Газзаева в ЦСКА тогда сменил Артур Жорже. Португалец безоглядной веры в Игнашевича не имел и иной раз даже позволял себе придержать новичка на скамейке. К тому же уже во втором матче за армейцев Сергей заработал дисквалификацию за стычку с бывшим одноклубником, а тогда динамовцем Дмитрием Булыкиным. А потом случилась травма колена, которая потребовала операции, из-за чего он пропустил Евро-2004. Наконец, на самом финише того сезона его новая команда уступила чемпионство прежней: за три тура до конца ЦСКА опережал «Локомотив» на три очка, но не сберёг вполне комфортного преимущества. В общем, недобрых знаков набиралось достаточно.
К тому же он никак не мог доказать бывшему клубу резонность своего выбора на футбольном поле. За три сезона, с 2004-го по 2006-й, ЦСКА сумел взять у «Локомотива» только одно очко: остальные пять матчей были проиграны. И это обстоятельство, конечно, не могло не задевать его самолюбия. Должно быть, оно ранило сильнее, чем эмоции красно-зелёной торсиды, которая теперь, рисуя баннеры, заменяла в его фамилии букву «е» на знак евро. И, возможно, даже больше, чем позиция руководства «Локомотива»: лицо Игнашевича куда-то исчезло с огромной фотографии команды при входе на черкизовскую арену.
Впрочем, со временем всё устаканилось. И справедливость его выбора, поначалу для многих сомнительная, стала очевидна всем. ЦСКА оказался клубом гораздо более взвешенным, разумным и успешным, чем «Локомотив». И титулов, и хорошего футбола в армейских цветах Игнашевич получил столько, сколько в его жизни никогда не было бы, останься он железнодорожником. Вполне выразительно сегодняшнее положение дел: одна команда идёт в чемпионате первой, другая – десятой.
Вот только их непосредственные отношения с «Локомотивом» по-прежнему лишены однозначности. Из 18-ти матчей чемпионата, что Сергей провёл за армейцев против бывшего клуба, проиграна ровно половина. Побед значительно меньше – всего пять. Едва ли не самый убедительный за это время выигрыш ЦСКА у «Локомотива» пришёлся на тот единственный за все девять лет матч, когда Игнашевича в составе не было: 2 мая 2012 года красно-синие победили со счётом 3:0. И, к слову, ни одного гола в ворота железнодорожников он не забил, хотя давно числится самым результативным защитником российского футбола.
Возможно, из всех своих матчей против «Локомотива» в воскресенье ему предстоит самый главный. И потому что необычайно высока ставка. И потому что совершить требуется почти невозможное. За все годы, что он провёл в ЦСКА, его команда всего однажды, в 2007-м, сумела выиграть у железнодорожников оба матча чемпионата. Но особых турнирных дивидендов тот дуплет не принёс: после пары чемпионских сезонов армейцы в тот год финишировали третьими. Теперь же требуется совместить несовместимое – ещё одну победу над «Локомотивом» (в первом круге текущего первенства ЦСКА взял верх 2:1) с итоговым золотом.
Как армейцам удастся разрешить такое противоречие, во многом зависит от него, Сергея Игнашевича. И от всей его команды, конечно, тоже. Вообще это неплохо – ощущать себя хозяином собственной судьбы. Даже когда выходишь на стадион, где давно уже стал гостем.
Андрей Колесников