Хотя эталона в футболе нет и быть не может, игру армейской команды неизбежно еще долго будут мерить по Газзаеву. А уж на старте сезона сам бог велел выискивать свежие краски, которые новый художник наносит поверх прежней картины. Их мы и постарались распознать вместе с Евгением Бушмановым, в прошлом футболистом сборной России, в биографии которого значатся и пять сезонов (1992 - 1996) выступлений за ЦСКА.
Просветов: - Штрихи, связанные с составом, заметны в первую очередь. При Зико место на левом фланге обороны занял юный Щенников. Причем, как сказал бразилец в одном из интервью, Жорже - так он называет Щенникова - единственный в команде футболист, отвечающий требованиям игры на данной позиции. Григорьева же Зико рассматривает как стоппера. В матче с "Рубином" сложилось впечатление, что постоянным подключением в наступление Щенников развязал руки (или, если хотите, ноги) Жиркову, что позволило тому больше посвящать себя созидательным действиям. С середины первого тайма угрозы воротам "Рубина" стали зарождаться главным образом на левом краю армейской атаки, куда к тому же иногда смещался Дзагоев.
Бушманов: - Появление Щенникова связано с желанием тренера иметь на левом фланге подвижного футболиста, способного поддержать атаку, сыграть в пас с партнером, сделать обостряющую передачу. Не знаю, заиграет ли Щенников на высоком уровне, но задатки у парня есть, и если ему будут доверять, из него может вырасти хороший мастер. Это важно и для сборной - в России вообще проблема с левыми защитниками. Григорьев же - махина, которую и в самом деле целесообразно использовать в центре. Когда на фланге действует Алексей Березуцкий, у атаки нет надлежащей подпорки. Щенников же, соглашусь с вами, ее поджимает, что позволяет Жиркову играть разнообразнее.
Другой новый штрих заключается в том, что и Жирков, и Красич стали смещаться в центр. Причем не только с мячом - оба открывались в центральной зоне. А в первой игре с "Астон Виллой" менялись флангами, чего при Газзаеве не было. Назад Красич в матче с "Рубином", особенно поначалу, отходил редко, Жирков - меньше привычного, хотя по инерции его туда еще тянуло. Сейчас он больше настроен на атаку, и видно, что это тренерская установка. Трудно сказать, станет ли игра ЦСКА от произведенных перемен лучше, но очевидно, что Зико стремится сделать действия впереди более вариативными.
Просветов: - По-моему, Жирков уже в начале сезона смотрится интересно, и именно он был лучшим на поле.
Бушманов: - Как минимум - одним из лучших. Понравились также Дзагоев и Вагнер Лав, пусть бразилец на этот раз и ушел с поля без гола. Карвалью пока не в оптимальной форме, но это большой мастер. В игру он включился удачно, выверенную голевую передачу "черпачком" исполнил.
Просветов: - Замены в конце второго тайма удивили. Не столько даже сами по себе, сколько последовавшая за ними перестройка армейских рядов. Карвалью, живот подтянувший, но все-таки по-прежнему тяжеловатый, отправился на фланг. Не сказал бы, чтобы он был там очень заметен, хотя и нанес с места правого инсайда опаснейший удар, после которого мяч едва не добил в ворота Вагнер Лав, в свою очередь опустившийся при схеме 4-2-3-1 в полузащиту и уходивший вглубь даже дальше, чем Дзагоев. А выдвинутый вперед Нецид предстал при первом знакомстве эдаким клоном Адамова, со всеми вытекающими отсюда плюсами и минусами. Похоже, за счет чеха Зико решил добавить атакующей линии роста.
Бушманов: - Полагаю, Газзаев вряд ли решился бы на двойную замену под занавес основного времени. Поначалу казалось, что игра у ЦСКА не усилилась, а наоборот, ослабла, что стоило бы ограничиться заменой Дзагоева на Карвалью, который сыграл бы на привычной ему позиции под нападающим, а Вагнер остался бы при этом на передней линии, где он опаснее, чем в оттяжке. Но ход Зико принес результат. В конце концов, тренер видит футболистов каждый день и знает, кто как готов. Конечно, Зико хотел усилить заменами атаку. У ЦСКА в составе стало два чистых нападающих. Рост тоже имеет значение - нужно было, чтобы кто-то за верховые мячи боролся. То, что Нецид не самый техничный игрок, очевидно, но, как правило, футболисты с таким телосложением этим и не отличаются. Умей он еще виртуозно обращаться с мячом, это был бы Ибрагимович. А гол забил уверенно: подстроился под мяч, обыграл защитника, пробил прицельно. В общем, сыграл мастерски. Недаром он в Чехии много забивал.
Просветов: - В московском матче с "Астон Виллой" армейцы получили явное преимущество во втором тайме, как бы опровергая вечный тезис о неготовности наших команд зимой. Во встрече же с "Рубином" после перерыва порой складывалось впечатление, что ЦСКА увяз в казанской трясине. После замен московский клуб ожил, но нельзя не заметить, что чемпион играл в меньшинстве. Что скажете о функциональной готовности красно-синих?
Бушманов: - Месяца тренировок вполне достаточно, чтобы набрать физическую форму. Игровая практика - другое дело. ЦСКА уже провел два матча Кубка УЕФА, в которых показал, что находится в хорошем состоянии. И в этом плане клуб должен прибавлять. Но и у "Рубина" я проблем в физической подготовке не нашел. Чувствуется, что к сезону он готов.
Просветов: - В конце прошлого сезона у ЦСКА закрепился в основном составе Мамаев, а Рахимич оставался в запасе. Зико между тем выпускает сейчас боснийца, а не молодого россиянина. Что касается Шембераса, способного сыграть на разных позициях, то его ценят все тренеры, хотя нарушений он допускает многовато (11 "горчичников" в чемпионате-2008), а голов за ЦСКА в официальных матчах до сих пор не забивал (в рамках первенств России у него числились два мяча за "Динамо").
Бушманов: - Шемберас бывает малозаметен, но он очень полезен в командной игре. Кстати, гол он забил здорово: выдержал паузу, дал мячу опуститься и ударил убедительно. Мне кажется, Рахимича Газзаев в последнее время не включал в основной состав потому, что в игре армейцев было больше, чем сейчас, разрывов в линиях. При прежнем тренере ЦСКА чаще осуществлял прессинг на чужой половине поля. Если он не удавался, появлялись разрывы. Рахимич же, которому скорости не хватает, не всегда успевал закрывать зоны. Отсюда карточки. А если у тебя опорный хав уже где-то на 15-й минуте находится в подвешенном состоянии, поневоле будешь тревожиться. Зико старается построить более компактную игру в обороне. Когда нет больших разрывов, на первый план выходит не скорость, а голова, умение мыслить, опыт. Кроме того, Рахимич с его ростом полезен при розыгрышах "стандартов" как у своих, так и у чужих ворот. Пока он смотрится неплохо.
Просветов: - Первый матч ЦСКА с "Астон Виллой" мне посмотреть не довелось. Читал, что обороне армейцев пришлось испытать серьезное давление, но в Бирмингеме это было естественно. В Лужниках же и полурезервный состав английского клуба, и "Рубин" создали у ворот ЦСКА минимум острых ситуаций. Гол казанцы забили после розыгрыша стандартного положения, а это отдельная история. Словом, в игре красно-синих на старте сезона, простите за каламбур, обнадежила надежность. Что ее обеспечивает? С одной стороны, вы сказали об отказе от активного прессинга на чужой половине поля, позволяющем сократить случаи разрывов в линиях, с другой, о том, что Красич и Жирков стали реже возвращаться назад.
Бушманов: - Таковы требования нового тренера. Прессинг хорош, когда в нем участвует вся команда, но это отнимает много физических сил. Армейцы сейчас при потере мяча, как правило, отходят ближе к центру поля, где создают компактную оборону. При этом крайние полузащитники закрывают свои зоны. Надежность же обеспечивают в первую очередь игроки центральной зоны: Игнашевич, В.Березуцкий, Шемберас, Рахимич, а также вратарь Акинфеев. Что касается четырех футболистов атакующей линии, то при Газзаеве они больше отрабатывали назад. Но это палка о двух концах, потому что у игроков остается меньше сил на действия впереди. Шестерых сзади вполне достаточно. В ведущих европейских клубах, по-моему, налицо тенденция использовать прежде всего сильные стороны игроков. Раз Жирков умеет обыграть соперника и забить, пусть он это и делает. Складывается впечатление, что Зико стремится сделать игру ЦСКА более гармоничной, чем прежде, но что из этого выйдет, покажет будущее.