Сегодня Сергей Игнашевич может установить новый рекорд по числу завоеванных Суперкубков России, на данный момент на счету защитника ЦСКА пять таких трофеев. "Соккер.ру" предлагает поговорить о человеке, возраст которого наталкивает на пессимистичные мысли.
Кажется, что Игнашевич выступает за армейцев целую вечность, поэтому может возникнуть вопрос – почему у Сергея больше побед в Суперкубковых баталиях, ведь братья Березуцкие, Акинфеев и Рахимич во всех победных финалах были рядом, их успехи вроде бы аналогичны. В составе ЦСКА – да, но ведь на счету Игнашевича имеется кубок, завоеванный с "Локомотивом" в 2003-м год, причем железнодорожники тогда в серии пенальти одолели как раз армейцев, а Сергей вытащил один из счастливых билетов в послематчевой лотерее. Повернись тогда удача в другую сторону, и сейчас рекордсменами были бы Березуцкие и Рахимич, но они могут вспомнить только четыре победы в таких "официальных товарищеских матчах", как в свое время назвал баталии за Суперкубок Леонид Слуцкий. А их товарищ поднимал трофей над головой пятикратно, и сегодня в Ростове-на-Дону он приложит все усилия, чтобы взвесить заветную чашу в шестой раз.
Будет отличный подарок ко дню рождения – завтра Игнашевичу исполнится 34 года, и чем старше становится Сергей, тем больше опасений за позицию центрального защитника в сборной России. Он уже одиннадцать лет выступает за национальную команду, и за это время достойных преемников так и не появилось. Горькая шутка о том, что Игнашевичу и Василию Березуцкому предстоит сыграть на домашнем Мундиале-2018, становится все более актуальной. Но в чем же секрет такой стабильности армейских защитников, и почему пример их успешности единичен в последнем десятилетии? Во-первых, нужно понимать, что готовых футболистов для выступления на профессиональном уровне не существует, какой бы ни был заложен талант в человека. И если ближе к атаке самородкам себя проявить проще, то на оборонительных позициях приобретенное мастерство, способность воспринимать и заучивать тактические задания, чувство позиции имеют несравнимо большее значение.
Нередко центрбеки становятся лучше с годами именно потому, что осознают свою роль в полной мере, начинают думать и принимать решения быстрее. Есть, конечно, и те, кто своим главным качеством считает самоотверженность, но их пик их карьеры обычно короток, а подолгу на высоком уровне остаются люди размеренные, у которых в числе благодетелей ответственность и светлое футбольное мышление. Игнашевич – из таких, в детстве его называли даже ленивым, но с высоты лет, наверное, можно предположить, что Сергей просто не спешил бездумно перебирать ногами, предварительно просчитывая свои действия в голове. Он сейчас таким остался, только соображает куда быстрее. Позиции, на которых он выступал – в центре защиты и опорной зоне, предполагают умение читать игру, а не просто бегать собакой за оппонентами. Естественно, ответная реакция на динамично изменяющуюся ситуацию на поле зависит от скорости принятия решений, наработать это можно только с опытом, через матчи – чтобы уже не приходилось думать, инстинкты в определенный момент начинают сами формировать алгоритм действий.
Нужна постоянная игровая практика и доверие тренеров, которые будут терпеть ошибки, зная, что человек действительно на них учится. Сергею повезло – ему дали шанс в Самаре, Юрий Семин многому научил в "Локо", а потом и Валерий Газзаев сделал свой немалый вклад. Кстати, его схема с тремя центральными защитниками, где система подстраховки намного сложнее, чем в стандартной расстановке, считаю, оказала большое влияние на дальнейшее развитие Игнашевича. Но разве Сергей и Березуцкие мало ошибались в первые свои годы выступлений за ЦСКА? Просчетов, в том числе и глупых, было пруд пруди, но в них верили, объясняли, что было сделано не так, и снова отправляли в бой. Поэтому не совсем понимаю, когда сейчас о российской обороне ЦСКА отзываются с некоторым пренебрежением или в духе, будто армейцы украли этих защитников где-то. Их воспитали, терпели ошибки и доверяли, хотя еще много лет назад могли плюнуть и привезти готовых футболистов из Европы, как это делают сейчас.
Ни в коей мере не умаляю заслуг самого Игнашевича в построении успешной карьеры – он умный человек не только на футбольном поле, но и в жизни, поблажек себе не давал, работал на тренировках и стремился к развитию профессиональных навыков. И все-таки, попади Сергей в другие условия, как сейчас многие его молодые коллеги, мог бы остаться вдалеке от медалей и кубков. Так что, по большому счету, никакого секрета в формировании сильного защитника нет, но к исходным антропометрическим данным и желанию совершенствоваться должна прилагаться правильная система подготовки и большое терпение тренеров. Но ведь у них вечно нет времени, нужно давать результат, поэтому всегда проще найти иностранца, уже воспитанного кем-то другим. Своих, тем временем, можно перечесть по пальцам. А ведь Игнашевич не вечный, и в прошедшем сезоне прозвучали первые звоночки спада, которые не показались столь очевидными на фоне очень сильного выступления Василия Березуцкого. Еще несколько лет они будут держать планку, опираясь друг на друга, но кто будет после них? Хотя, разве это кого-то волнует?