У провала команды Леонида Слуцкого в воскресном дерби множество причин. Это и психологические последствия разгрома в Мюнхене, и отсутствие четверых ведущих игроков, и отличная игра соперника. Но чемпион России успел приучить нас к тому, что умеет справляться и не с такими сложностями. Что же не получилось на этот раз?
СОН ВЕРНБЛУМА, ПАССИВНОСТЬ ХОНДЫ
Нетипичный для себя матч провел Вернблум – человек, от которого можно ожидать всего что угодно, но не вялости, переходящей в апатию. Однако именно эти недопустимые для опорного полузащитника качества швед продемонстрировал в дерби. Цауня тоже не блистал, но он в этой паре все-таки был ведомый. От Вернблума зависело гораздо больше.
Примеры? Пожалуйста. На 32-й минуте Вернблум сопроводил взглядом нехитрую двухходовую комбинацию Комбарова и Тино Косты, завершившуюся ударом защитника с линии штрафной. Даже борьбы в этом эпизоде швед не обозначил, находясь словно под действием транквилизатора. Еще три минуты спустя точно там же, на подступах к штрафной, Вернблум позволил пробить Мовсисяну, бросившись на соперника уже после удара.
Не лучшим образом он выступил и когда "Спартак" открывал счет. Совершить Косте точный навес позволил именно Вернблум. Первую попытку подать швед заблокировал, но когда мяч отскочил обратно к аргентинцу, полузащитник ЦСКА о чем-то задумался и просто пустил спартаковца себе за спину.
"Снотворное" действовало и после перерыва. Когда "Спартак" забивал второй гол, то Жоау Карлоса, совершавшего ставшую уже фирменной для этого матча скидку на Комбарова, держал именно Вернблум. Точнее, не держал.
Пожалуй, проваленный центр повлиял на результат не меньше, чем слабая игра на втором этаже.
Еще одним игроком, сыгравшим ниже своих возможностей, стал Хонда. В отсутствие Дзагоева именно японец должен был играть ключевую роль в развитии атак красно-синих. Однако он раз за разом тащил одеяло на себя, оставляя остальных на голодном пайке. В результате "Спартак" получил возможность постоянно давить на оборону армейцев, а такого прессинга не выдержит любая, даже самая сильная защита.
ПРОИГРАННЫЙ ВОЗДУХ
Армейцы откровенно проигрывали сопернику верховую борьбу, раз за разом заставляя Акинфеева выговаривать наиболее отличившимся. А ведь оружие под названием "подача на Жоау Карлоса с последующей скидкой на дальнюю штангу" сделало предупредительный выстрел уже на третьей минуте. Игнашевич тогда успел выпрыгнуть первым, сорвав спартаковский замысел и выбив при этом мяч четко под удар Кариоке. И бог с ним с ударом – на то и Акинфеев в рамке, чтобы такие выстрелы отражать, но ведь можно было смекнуть, что не просто так Жоау Карлос хотел прокинуть мяч дальше и не просто так хватался за голову набегавший Глушаков.
Почему же через полчаса, когда "Спартак" подавал угловой, Жоау Карлосу уже не мешал никто, и он спокойно выполнил задачу, сбросив мяч на отклеившегося от опеки Глушакова? И это притом, что в штрафной Акинфеева в этот момент находилось семь армейцев против пяти спартаковцев. Примечательно, что сразу трое игроков ЦСКА бросились на Карлоса уже после того, как он сделал скидку, бросив при этом Мовсисяна. То, что форвард попал в штангу, опять же вопрос везения, как и в случае с ударом Тино Косты на 24-й минуте.
Как и Жоау Карлос, аргентинец стоял в полном одиночестве все то время, пока мяч, пущенный с левого фланга, летел в штрафную. Позиция для удара была у спартаковца не то что хорошей – идеальной. Он находился в пяти с половиной метрах от цели, ровно по центру ворот. И если Игнашевич при этом опекал Жоау Карлоса, то зачем сразу четверо армейцев (Березуцкий, Хонда, Вернблум и Набабкин) окружили на ближней штанге Комбарова и Мовсисяна, непонятно. Удивительно, как Коста промахнулся.
Все эти звоночки, звонки и даже оглушительные сирены не помогли. У ЦСКА в этом матче кто-то напрочь снес второй этаж, и, к примеру, ситуация, когда Мовсисян легко перепрыгивал Игнашевича, казалась совершенно нормальной.
ПОДРЕЗАННЫЕ КРЫЛЬЯ
Добили же ЦСКА фланги, и вернее – их отсутствие. Езбилис забивал из зоны Щенникова (хотя больше в мяче армянского легионера повинен Игнашевич, задержавшийся при создании искусственного офсайда). Оттуда же после перерыва – и Паршивлюк. Хоть и проворонил спартаковца непосредственно Цубер, но хороши в том эпизоде были все защитники, не заметившие подключения Сергея. А "помог" Комбарову совершить точный навес другой крайний защитник – Набабкин, некстати бросившийся в подкат.
Если при игре в обороне фланги не блистали, то чего уж говорить про атаку. Дошло до того, что в какой-то момент побежал вперед Василий Березуцкий. Если в первом тайме Тошич и Цубер еще пытались что-то придумать, то после перерыва их старания совсем сошли на нет. Подключения Набабкина и, особенно, Щенникова, мягко говоря, не запомнились.
ПОЗДНИЕ ЗАМЕНЫ
Когда команда безнадежно катится к поражению (а к перерыву ЦСКА не только уступал "Спартаку" по игре, но и в счете), логично предположить, что последуют какие-то перестановки. Однако Слуцкий был будто загипнотизирован происходящим, и первая замена случилась уже при счете 3:0 – вместо провалившего второй тайм Цубера вышел улыбчивый Витинью, которому как будто не объяснили, что за матч проводит его новый клуб. Ни Миланов, ни Базелюк, появившиеся на 70-й и 73-й минутах соответственно уже ничего не могли изменить.
Что ж, если и суждено было в ЦСКА произойти помутнению, то оно, похоже, распространилось на всю команду – начиная от разных линий, заканчивая тренерской скамейкой. Посмотрим, носит ли обрушившийся кризис временный характер. Все-таки армейцы и их главный тренер приучили болельщиков к стабильности.