В каком возрасте стоит отдавать ребенка в тот или иной вид спорта? Сколько стоит обучение и экипировка? Какие травмы типичны именно для футбола, хоккея или фигурного катания? Чтобы ответить на эти вопросы, «Московские новости» каждую неделю исследуют по одной детской спортивной школе столицы. В сегодняшнем выпуске — детская футбольная школа ЦСКА.
Детская футбольная школа ЦСКА
Адрес: ул. 3-я Песчаная, д. 2, стр. 3. (проезд от станции метро «Сокол» или «Аэропорт»).
Контакты: (495) 613-73-54, сайт: www.pfc-cska.com, e-mail: refer@pfc-cska.com
Расположение. Школа футбольного клуба ЦСКА располагается сразу в нескольких точках. Основное место — на 3-й Песчаной улице, неподалеку от Ходынского поля. Зимой занятия проводятся в манеже на Ленинградском проспекте, есть еще стадион «Октябрь» на Живописной улице в нескольких трамвайных остановках от станции метро «Щукинская». Возить ребенка на тренировки удобнее на машине, чем своим ходом.
Оценка «МН»: 3 балла
Стоимость. Все бесплатно. Школы московских футбольных грандов обеспечивают ребенка необходимым сами, ЦСКА не исключение. Но при желании родители могут купить любимому сыну более красивые бутсы.
Оценка «МН»: 5 баллов
Как попасть. Принимают детей от пяти до 13 лет. Отбор проводится каждый март, апрель и сентябрь. Чем ближе возраст ребенка к 13 годам, тем ниже его шансы попасть в школу.
Оценка «МН»: 1 балл
Травмоопасность. Футбол — игра контактная, поэтому случиться на поле может все что угодно, начиная от ссадин с ушибами и заканчивая переломами и сотрясением мозга.
Оценка «МН»: 2 балла
Инфраструктура. Искусственные поля на Песчаной улице и в манеже, натуральный газон на стадионе «Октябрь», везде отличные раздевалки и аккуратные душевые, интернат на 45 человек, фитнес-центр и бассейн.
Оценка «МН»: 5 баллов
Известные воспитанники. Из нового поколения — Игорь Акинфеев и Георгий Щенников.
Конкуренты. Футбольная школа «Динамо», располагающаяся возле одноименного метро.
Координатор футбольной школы ЦСКА — аргентинец Андрес Лиллини. Раньше он готовил молодежь «Бока Хуниорс», но уже третий год трудится в «красно-синей» академии. Лиллини, так же как и российские специалисты, предупреждает: в серьезную футбольную школу ребенка надо успеть отдать до 13 лет.
Измеритель резкости
Под занавес сентября бесконечный дождь в Москве ненадолго отступает. На улице приятная прохладная погода, идеальная для того, чтобы играть в футбол на открытом воздухе. На одном из искусственных полей на Песчаной улице два десятка семилетних мальчиков наносят свои первые удары по мячу. Кто-то чаще коленками, чем бутсами, кто-то больше лежа, чем стоя. Но такого желания, стремления внести свой вклад в игру, таких горящих глаз во взрослом футболе нет — это присуще только детям.
— Более резко двигаемся, резче, резче! — подгоняет мальчиков молодой тренер Алексей Сафронов. — Так, сейчас принесу резкостеизмеритель, и кто будет так же все делать медленно, пойдет домой!
Мальчики мгновенно оживают и тут же начинают бегать с удвоенной энергией. Они поделены на две группы — одни играют в футбол, другие делают различные упражнения и бьют по воротам.
— Алексей Геннадьевич, — гневно обращается к тренеру юный футболист из второй группы с фамилией Эльм на спине. — А почему они больше нас играют?
Вопросы об игровом времени у футболистов появляются с самого детства.
Генерал Аргентина
За тем, как ребята крутятся с мячом, путаются в собственных ногах и пытаются забивать голы, пристально наблюдает аргентинский координатор школы Андрес Лиллини.
— Русские дети похожи на аргентинских, — говорит Лиллини. — Но между этими двумя странами есть важное отличие: в Аргентине все живут футболом, помимо тренировок дети играют во дворе, в любом месте, где вообще можно играть. В России же с этим сложнее.
По словам тренеров, в процесс аргентинец особенно не вмешивается. Каждый армейский наставник работает по своим методикам. Лиллини же в основном просто наблюдает и дает какие-то советы. На вопрос о том, когда еще не поздно прийти в ЦСКА и записаться в футболисты, аргентинец отвечает по-западному демократично.
— Заняться футболом не поздно никогда, — не спешит рушить надежды Лиллини. — Но основная база закладывается с восьми до 13 лет. Закладывать ее после 13 лет гораздо труднее — в это время начинается процесс формирования профессионального футболиста. Идет уже работа над «физикой», тактикой и оттачиванием мастерства.
Взрослые дети
Бывший капитан ЦСКА Евгений Варламов — один из тех, кто в армейской школе занимается вторым циклом подготовки. В его подчинении ребята 1999 года рождения. Помимо него с подрастающим поколением в «красно-синем» лагере трудится несколько известных в прошлом игроков клуба — Юрий Аджем, Максим Боков, Олег Корнаухов.
14-летние мальчики выходят на тренировку так, будто к полю подтягивается уже профессиональная команда. Все в одинаковой болоньевой форме, все с усердием разминаются и серьезно подходят к любому упражнению — обстановка максимально взрослая. Иногда все же Варламов над ребятами подшучивает и напоминает им, что они еще дети. Но в ответ каждый мальчик способен поставить мяч на линию штрафной и ударить в «девятку» так, что не достанет и сам Игорь Акинфеев.
Если маленькие занимаются три раза за семь дней, то с 12 лет выходных на неделе остается уже два. Дальше количество тренировок и игр только увеличивается. Все перерастает в профессиональный спорт, на уроки в обычной школе времени остается немного. На первые сборы ребята уезжают примерно в возрасте 9–10 лет. Заграница для этого в ЦСКА не предусмотрена, детей отвозят на базу клуба в Ватутинки, где созданы все условия. Младших — один раз в августе, старших — дважды в год, летом и зимой. Но съездить в Европу шансы все же есть — ЦСКА частенько приглашают на детские турниры с участием сверстников из «Баварии», «Аякса» и «Ювентуса».
Школу ЦСКА вам нужно выбирать, если вы согласны на то, чтобы все детство ваш ребенок посвятил футболу. Но шансов даже отсюда попасть в профессиональный спорт чуть больше 10%. Из команды каждого возраста в дублирующий состав берут лишь несколько человек. Стоит ли жертвовать учебой и массой времени, делая ставку на эти 10%, решать вам. В любом случае попробовать стоит, особенно в раннем возрасте. Не получится — можно выбрать другую футбольную школу, с более щадящим режимом и неежедневными тренировками. Таких в Москве три десятка.