Два года назад Европейский союз футбольных ассоциаций (УЕФА) в результате крупных убытков клубов ($1,6 млрд) и стремления к большей экономической прозрачности ввел «финансовый фэйр-плей», а уже в этом году пробному тестированию были подвергнуты два российских клуба — ЦСКА и «Зенит», но прошел его только первый. Штрафные санкции к нашим клубам могут быть применены уже в сезоне-2016/17.
Что же такое «финансовый фэйр-плей» (далее будем использовать принятую во всем мире аббревиатуру — FFP) и с чем его едят?
Во-первых, стоит начать с того, что концепция FFP направлена на достижение баланса между доходами и расходами клубов. Максимально допустимый совокупный дефицит бюджета футбольного клуба (в терминологии FFP — «дефицит безубыточности») установлен на уровне €5 млн на сезон. Он определяется как разница между «релевантными доходами» и «релевантными расходами» в соответствии с «Правилами лицензирования клубов и FFP» УЕФА.
Во-вторых, основная идея концепции заключается в том, что все расходы делятся на «футбольные» и «нефутбольные». Соответственно, они либо признаются, либо нет.
К релевантным доходам относятся доходы со спортивных объектов или бренда футбольного клуба, а также все финансовые поступления от футбольной деятельности. В «Правилах» прописаны критерии для определения релевантности.
В релевантные расходы не включены траты на развитие молодежного футбола или социальные программы, но входит стоимость реализации/материалов, расходы на оплату труда, амортизация/обесценивание регистраций игроков и убытки от выбытия регистраций игроков или затраты на приобретение регистраций игроков, стоимость финансирования и дивиденды.
Однако УЕФА поощряет инвестиции в развитие молодежного футбола, и клубы, сделавшие ставку на собственных воспитанников, получают дополнительное преимущество при проверке со стороны УЕФА на предмет соответствия правилам FFP.
Для переходного периода УЕФА определяет более 5 лет с сезона-2013/14 и по сезон-2017/18. В это время будут установлены специальные уровни дефицита безубыточности, для того чтобы клубы, испытывающие финансовые трудности, смогли перестроить свою деятельность и финансирование согласно требованиям УЕФА. В течение данного периода дефицит безубыточности может покрываться за счет средств акционеров, но не более установленных лимитов. Так, превышение дефицита безубыточности допускается в следующих размерах:
a) 45 млн евро (сезоны-2013/14 и 2014/15);
б) 30 млн (сезоны 2015/16, 2016/17 и 2017/18).
Некоторые эксперты уверены, что введение правил FFP несет огромные риски для клубов, например, может способствовать усилению дисбаланса между ведущими европейскими и остальными национальными чемпионатами, а также увеличению разрыва в доходах «богатых» и менее обеспеченных клубов, которым станет все труднее развиваться.
Но куда более обоснованным представляется мнение, что УЕФА хочет, чтобы клубы не были пассивными участниками футбольного рынка, а стали его активными двигателями. УЕФА призывает развивать футбольный бизнес, чтобы накопленный клубами багаж обеспечивал им беспрепятственное существование.