Президент ЦСКА Евгений Гинер объявил о готовности заключить новые контракты с Алексеем и Василием Березуцкими, которым ближайшим летом исполнится по 32 года. Предположительно это будут по меньшей мере трёхлетние соглашения – до завершения сезона-2016/17. То есть, до 35-летия футболистов.
В общем-то, ничего из ряда вон выходящего в таком событии не видно. «Зенит», к примеру, недавно продлил отношения с Александром Анюковым до лета 2018 года, когда защитник окажется уже на пороге 36-летия. Причём здесь речь идёт о фланговом игроке, для которого важнейшим условием успеха является скорость, с годами уходящая в первую очередь. А братья Березуцкие всё же преимущественно играют в центре. Особой резвостью и поворотливостью они не отличались и в юности, а потому опасность возрастной утраты каких-то ключевых, определяющих качеств в данном случае представляется минимальной. Главными достоинствами этих мастеров принято считать беглое чтение игры, близкое к абсолютному взаимопонимание с коллегами по обороне, а такой капитал с годами не девальвируется – только прирастает.
Немаловажным в данном контексте фактором является и модель игры. Если команда выбирает рискованный, слегка бесшабашный футбол, предполагающий резкие контрвыпады соперника, то габариты и возраст – это, конечно, не те добродетели, которые должны быть приоритетами её защитников. Но ЦСКА привык избегать авантюр и хранить баланс. Пресловутая компактность – одна из главных ценностей в игровой философии клуба, а в таких обстоятельствах быстро думать важнее, чем быстро бегать.
К тому же братьев можно считать воплощением профессионализма. Показательный момент: Фабио Капелло, с ходу объявивший, что призывать в сборную будет только тех, кто имеет практику в клубе, тут же сделал исключение для Алексея Березуцкого. Принимая во внимание степень строгости и въедливости натуры итальянца, такой поворот вообще можно считать событием на грани форс-мажора. А в основе его, думается, лежит как раз признание выдающихся профессиональных качеств игрока, который, даже частенько оставаясь в резерве, умудряется сохранять себя в полнейшем порядке.
К слову, дона Фабио возраст никогда не смущал: игроков категории «30+» в командах Капелло всегда было достаточно. Лигу чемпионов в его «Милане» выигрывали Барези, Донадони и Массаро, а национальный чемпионат – Алдаир, Кафу, Батистута в «Роме» и Каннаваро, Тюрам, Недвед в «Ювентусе». Италия вообще такая страна, где принято играть долго. И Березуцкие, будь они футболистами Серии А, претендовали бы сейчас на пополнение почётного сословия сенаторов.
Впрочем, в ЦСКА братья уже давно в авторитете. Они входят в ту немногочисленную, но важнейшую группу игроков, которые олицетворяют фундаментальные клубные ценности. Надстройка армейского футбола время от времени обновляется: места Гусева и Олича занимают Красич и Жо, а тех в свою очередь сменяют Тошич и Думбия. А вот базис остаётся незыблемым, что не в последнюю очередь и обеспечивает клубу постоянное пребывание в группе лидеров. И пока менять те точки опоры, которые воплощают Березуцкие, время, пожалуй, ещё не пришло.
Но думать о замене уже пора. И ЦСКА, не стоит сомневаться, думает. Не секрет, что с некоторых пор Евгений Гинер стал последовательным противником лимита: именно он был инициатором и исполнителем блестящей молниеносной операции по замене формата «6+5» на «7+4» и именно он активней прочих продвигает сегодня в умы и регламенты новый, по-своему революционный принцип «десять легионеров в заявке». Наиболее очевидной причиной такой реформаторской активности армейского президента выглядит как раз взросление столпов его команды, в том числе братьев.
Впрочем, просто так своего места Березуцкие никому не отдадут. По сведениям, приходящим сегодня из Кампоамора, где готовится к сезону ЦСКА, именно возрастные защитники демонстрируют на старте предсезонки наиболее впечатляющие кондиции. Это ещё раз к разговору о профессионализме. Люди, которые умеют себя содержать, обычно востребованы. И, судя по всему, в ближайшее время двум этим сенаторам дряхлость не грозит.
Андрей Колесников