Что ждет чилийского полузащитника ЦСКА Марка Гонсалеса, отданного в аренду на родину, в «Универсидад Католика»? В поисках ответа на этот вопрос корреспондент Sportbox.ru вспомнил других легионеров, в свое время на тех же условиях откомандированных за границу.
Причин для временной смены клубной прописки у футболиста может быть масса, но самая распространенная из них — желание получить больше игровой практики. В этом плане характерен пример Томаша Нецида, которому с трудом удавалось выдержать конкуренцию с Вагнером Лав и Сейду Думбия за место в основе ЦСКА. Чешский нападающий в июле прошлого года отправился в греческий ПАОК, где уже более полугода на тех же «птичьих» правах выступал другой армеец — Секу Олисе. Нигериец в итоге до сих пор пребывает в Греции, а Нецид вернулся в родную «Славию», которая приютит своего воспитанника до июня нынешнего года. Пока предугадать, как сложится карьера обоих дальше и вернутся ли они вообще в Москву, крайне сложно.
Частенько футболистам приходится прибегать к аренде из-за проблем личного характера — затянувшегося адаптационного периода, семейных неурядиц или тоски по родине. Последнее в большей степени относится к многочисленным бразильским легионерам, и не вспомнить Вагнера Лав в связи с этим невозможно. В 2009 году нападающий после нескольких успешных сезонов в составе ЦСКА вдруг захандрил, и клубу пришлось откомандировать его в родной «Палмейрас», а спустя полгода — во «Фламенго».
Поездка на психологическом состоянии Вагнера сказалась положительно, он вернулся в Россию и продолжил выступать за ЦСКА, но через некоторое время его вновь потянуло обратно. Хотя «Фламенго» на этот раз подписал с бразильцем полноценный контракт, финансовые проблемы команды вынудили руководство вскоре вновь вернуть его в Россию. Возвращение футболиста пришлось кстати — ЦСКА вел борьбу за чемпионство, и помощь Вагнера в завоевании золотых медалей премьер-лиги и Кубка была существенной. Быть может, нападающий и поныне радовал бы нас своим мастерством, но летом он неожиданно отправился в китайский клуб «Лунэн», пополнив казну армейцев на 12 миллионов евро.
Можно вспомнить и другого известного бразильца — «спартаковца» Веллитона. Карьера двукратного лучшего бомбардира премьер-лиги пошла на спад после нашумевшей истории с Игорем Акинфеевым и многочисленных травм. Пока нападающий залечивал болячки, место в основе «Спартака» прочно занял Эммануэль Эменике, и бразилец, отношение к которому в России было неоднозначным, захотел команду покинуть. После годичной аренды в «Гремио» и «Сан-Паулу» вновь встал вопрос о будущем Веллитона. Сам форвард желанием возвращаться в «Спартак» не горит, а потому боссам красно-белых нужно срочно подыскивать бывшему лидеру команды новое место работы.
Когда «Рубин» в 2010 году приобрел за 20 миллионов евро полузащитника сборной Бразилии Карлоса Эдуардо, многие сочли сделку настоящей удачей для казанцев. На деле талантливый футболист оказался «хрустальным» — из-за травм за три сезона он отыграл за коллектив Курбана Бердыва менее десяти матчей. При этом в январе прошлого года продлил контракт с клубом и благополучно отправился во «Фламенго», где остается до сих пор. Играет, правда, и там редко, зато, если верить бразильской прессе, не прочь потратить свободное время на увеселительные мероприятия, так что его дальнейшая судьба покрыта туманом.
Удачным казался поначалу и трансфер юного нападающего «Легии» Давида Янчика в ЦСКА. Кандидат в сборную Польши на поверку оказался не так хорош: 1 гол в 14 матчах, что стало поводом для начала длительных скитаний по арендам. «Локерен», «Жерминаль Беерсхот», «Корона», «Александрия» — далее след Янчика обрывается. В минувшем декабре у поляка истек контракт с ЦСКА, и он приступил к поискам нового места работы, попутно подав в суд на армейцев якобы за невыплату ему порядка 1,5 миллионов евро.
Истории с арендами встречаются на любой вкус, но все их объединяет одно: загранкомандировки легионеров, как правило, на пользу их дальнейшей российской карьере не идут. А чаще всего и вовсе оказываются бессрочными.
Василий Богданов