Так сложилось, что главное внимание в прошедшем туре было приковано отнюдь не к тем командам, которые составляют теперь тройку лидеров. "Крылья Советов", "Динамо" и "Зенит" взяли "плановые" очки, хотя питерцы, разумеется, ожидали от матча с "Амкаром" большего. На звание же центрального, пожалуй, могли быть - в зависимости от вкуса - номинированы три матча. Два в Москве: на Восточной улице и в Лужниках, - и один в Грозном. В каждом из них шансы сторон, имевших свои амбиции и резоны, виделись примерно равными. Но предстартовые ощущения оказались ошибочными: во всех трех случаях обнаружилось подавляющее преимущество одной из команд.
После матча ЦСКА - "Локомотив" вспомнился Олег Романцев. "Все подумали, что лев умер, а он просто прилег отдохнуть". В непростой момент (зазвучало даже модное ныне слово "кризис") армейцы предстали во всем блеске, явив публике свои лучшие качества, которые кое-кто после трех бледных матчей называл безвозвратно утерянными: игровую цельность, высокую мобильность, боевой дух. Такой ЦСКА, умеющий по-хозяйски ставить на место кандидатов в конкуренты, хорошо знаком аудитории. И все же нынешний успех имеет, по меньшей мере, одно существенное отличие от аналогичных побед времен Газзаева. Если прежде в красно-синих рядах солировали бразильцы (Вагнер Лав, раньше Жо, еще раньше Карвальо), то теперь команда выдала блестящий матч без них. Впервые за много лет. Победа над "Локомотивом" может стать последним звеном в деле освобождения ЦСКА от "бразилозависимости", которой команда страдала несколько лет. По иронии судьбы и стечению обстоятельств курс игровой терапии, спланированный и начатый отечественным специалистом, оказалось суждено довести до логического финала тренеру-бразильцу. Причем, судя по результату воскресного матча, когда армейская команда шутя "перекусила" вполне боеспособного, казалось, соперника, слабее она без корифеев футбольной самбы не стала.
"Спартак", что неудивительно для исторического конкурента, движется встречным курсом. Красно-белые, похоже, вполне сознательно стремятся к той самой зависимости, от которой избавляется ЦСКА. Если когда-то, говорят, в Тарасовке в ходу была фраза: "Не знаешь, что делать, - отдай мяч Гаврилову", то теперь, похоже, в трудную игровую минуту спартаковец должен отдать мяч бразильцу. Лучше Алексу. Можно Веллитону. На худой конец Кариоке. Есть ощущение, что "Спартак" как-то незримо стал делиться на неравные части: бразильцев, которые обеспечивают результат, и всех остальных, которые не мешают им это делать. В матче против "Москвы" две эти части временами напоминали параллельные прямые, гнули каждая свою линию и в полном соответствии со школьной аксиомой не думали пересекаться. С таким расхристанным соперником хозяева поля справились без сверхусилий. По этому матчу трудно было предположить, что "Москва" в стартовых турах тоже имела игровые проблемы. Особенно впечатлил стартовый, минут пятнадцать, отрезок в исполнении команды Божовича, когда она почти не выпускала спартаковцев за центр поля. Быстрое и согласованное движение, хороший контроль мяча, игровая агрессия - "Москва" играла в тот футбол, к которому, насколько известно, при строительстве своей команды стремятся Карпин и Лаудруп. Хозяева поля оказались лучше готовы к матчу и в игровом, и в психологическом плане, причем Божович, похоже, умело подогрел амбиции экс-спартаковцев Самедова, Ребко и Тарасова, которые в субботу проявили себя лидерами своей команды.
Удачный старт "Терека" дал повод для сравнений его с "Рубином". Известный набор аналогий - организационных, кадровых, тактических - действительно имеет место, но по классу, как показала очная встреча в Грозном, сегодня это команды разного порядка. "Терек" пока в начале того пути, которым идет "Рубин". Казанский клуб сыграл по-чемпионски солидно. Если и можно предъявить "Рубину" какие-то претензии, то разве что в недостаточной "кровожадности". Нанеся сопернику два разящих удара в начале матча, татарский клуб не стал его "добивать", хотя при должном усердии, пожалуй, вполне мог это сделать. В результате пропустил на последних секундах гол, после чего сопернику даже показалось, что он был близок к ничьей.
Таким образом, в центральных матчах этого апрельского тура торжествовал тот, кто оказался не по-весеннему зрел. Кого выгодно отличает от соперника точность движений и крепость хватки. Или, если хотите, степень матерости.