Перед очередным космическим путешествием ЦСКА в Лиге чемпионов корреспондент "СЭ" побеседовал с одной из ключевых фигур красно-синего экипажа
Борис ЛЕВИН
ЧТО КРУЧЕ: РАКЕТА ИЛИ СНЕГОУБОРОЧНАЯ МАШИНА?
– Багажа с собой везете больше обычного?
– Нет, с чего вы взяли? Вот пассажиров в нашем самолете действительно гораздо больше, чем в других полетах, – во-первых, добавилась молодежная команда, у которой свой матч, а во-вторых, набились журналисты, которые в Саранск или Махачкалу почему-то не просятся, а вот в Рим – от желающих отбоя нет.
– А я-то думал, что вы на этот раз прихватили с собой скафандры. Или "Рома" все-таки не "Бавария", то есть не космос?
– Тему космоса раздули вы, журналисты...
– Но с подачи вашего главного тренера.
– Он нашел яркий образ, который действительно соответствует Лиге чемпионов. Понимаете, тут в космос так или иначе, но попадешь обязательно – если не в группе, то потом в плей-офф. Другое дело, что второй вариант лучше, однако тут уж выбирать не приходится.
Будем играть, надеясь и на себя, и на удачу. Давайте оставаться реалистами: выход из такой группы даже в Лигу Европы – уже успех, но мы, естественно, отдадим все силы, чтобы добиться большего. А там уж как получится.
– В нашем поколении практически каждый ребенок мечтал стать космонавтом. А в вашем?
– А в нашем бывало по-разному. Я вот мечтал стать водителем снегоуборочной машины.
– Неплохо! И как? Удалось посидеть за ее рулем?
– Пока нет. Но все еще впереди (улыбается). Вот закончу с футболом и выходами в открытый космос – может, и реализую свою детскую мечту.
– Кстати, космонавты перед полетами всегда смотрят "Белое солнце пустыни". Не пробовали – может, это не просто так?
– Не пробовал. У меня вот с собой несколько сериалов – что-то успею посмотреть. Если следовать вашей логике, то в случае удачного исхода мне придется пересматривать те же серии и перед следующими матчами?
– Почему нет, если поможет? Или в ЦСКА есть какие-то свои, проверенные временем ритуалы?
– Нет, ни в ЦСКА, ни у меня лично суеверия не в почете. Хорошо подготовиться, выспаться в день игры, постараться сохранить спокойствие – вот и все ритуалы. Хотя за всех отвечать не буду – возможно, кто-то и готовится по-своему. Но если примета действующая, то и рассказывать о ней никто не станет – поэтому я вполне могу о чем-то не знать.
ДЕНЬ СУРКА ОТДЫХАЕТ!
– Вспомните свои чувства во время жеребьевки Лиги – какой была первая мысль после того, как стало понятно: опять "Бавария" и "Манчестер Сити"?
– Так получилось, что с самого начала я жеребьевку не смотрел. И когда позвонил друг и начал со смехом интересоваться моим отношением, подумал, что он меня разыгрывает. Но включил телевизор и меня самого "пробило" на хи-хи. День Сурка в сравнении с жеребьевками УЕФА отдыхает!
– Эмоции были сильными?
– У меня не особо, а вот жена в ту секунду высказалась так высказалась.
– Воспроизведете?
– Не стоит. По-моему, она до сих пор не верит, что такой расклад вообще возможен.
– Когда вам в группу тащили "Рому", вы уже за действом наблюдали?
– Да. Был почти уверен, что дежавю так дежавю, и нам по аналогии с отсутствующей в этом году "Викторией" из Пльзени достанется какой-нибудь "Лудогорец". Но тут что-то у сценаристов заклинило, и к нам свалилась "Рома". Ну что здесь скажешь? Для нас это, конечно, супергруппа.
– Да она для кого угодно была бы супергруппой!
– В ней один большой плюс – требовать от нас обязательного выхода в плей-офф никто теперь не будет, поэтому есть возможность поиграть в свое удовольствие. А когда ты не напряжен, по-хорошему расслаблен, и случаются иногда самые лучшие матчи.
– В прошлом году, однако, мы их не увидели.
– Так я же говорю: иногда. Иначе бы заведомые аутсайдеры всегда побеждали. Прошлая Лига нам, мягко говоря, не удалась, но сейчас ЦСКА стал сильнее, к нам пришли хорошие футболисты, нет прошлогодних прорех в составе.
– Об усилении мы еще поговорим, а пока закончим с "Ромой"...
– Оставьте нам возможность закончить с ней в среду вечером.
– Хорошо, но Центр управления полетами вам для этого уже что-то о сопернике поведал?
– Поведает перед вечерней тренировкой на "Стадио Олимпико" – на теории. Но и так понятно, что команда сильная и очень амбициозная. Она давно не играла в Лиге чемпионов, поэтому жаждет самоутвердиться.
– Если сформулировать коротко: "Рома" – конкурент в борьбе за какое место? Одно из первых двух или третье?
– "Рома" – просто конкурент. Ей, естественно, будет очень тяжело бороться с двумя хорошо знакомыми нам монстрами. Да и с нами, надеюсь, тоже окажется непросто.
ПРИКОСНОВЕНИЕ К ЛЕГЕНДЕ
– Что вы знаете о римском клубе до вечерней встречи с главным конструктором?
– Самое главное – там до сих пор играет Тотти. А в остальном: хороший состав, быстрые края, Жервинью и Итурбе, пару талантливых югославов, Де Росси, который, правда, с нами не сыграет. Командочка очень приличная.
– Как вы себе представляете встречу с Тотти: все-таки человек – живая легенда.
– Как с легендой. Но на поле все равны – хоть тебе 21, хоть 37.
– Франческо в "Роме" уже 22 года. Вот вы помните, что с вами было в 1992 году?
– Помню: ходил в третий класс. Начинал смотреть футбол. Но Тотти не помню. Он появился на моем экране где-то классе в седьмом-восьмом.
– Могли тогда подумать, что пройдет два десятилетия, и вы столкнетесь с ним на поле?
– Нет, надеялся, что к нашему матчу с "Ромой" он все-таки закончит (улыбается). Но судьба распорядилась иначе: играй теперь против легенды. Что же, тем интереснее.
– Вам стукнет 38 (а Тотти 27 сентября исполнится именно столько) в 2020-м. Представляете себя еще на поле?
– Шутите?!
– Но вы же хотите сыграть на домашнем чемпионате мира, а от него всего-то два года и останется.
– Я-то хочу, но сыграю или нет зависит от многих обстоятельств – прежде всего от состояния организма, физических кондиций, позволяющих или не позволяющих выдерживать огромные нагрузки. Так что давайте не загадывать.
– В Риме вокруг предстоящего матча приличный ажиотаж. Скажите, что хуже: играть на переполненном стадионе соперника или на пустом своем, что вам предстоит с "Баварией" через две недели?
– Конечно, на переполненном. Тем более я был на "Стадио Олимпико" – там есть беговые дорожки, поэтому давление трибун не так чувствуется, хотя они и вмещают под 80 тысяч зрителей.
– Вы там играли?
– Нет, был в качестве зрителя: ЦСКА проводил сбор под Римом, и мы приехали на экскурсию и футбольный матч, правда, не "Ромы", а "Лацио".
– Получается, что достопримечательности города уже видели?
– В основном из окна автобуса. Впрочем, и сейчас возможности внимательно рассмотреть их не предвидится. Главное – матч.
– О котором спортивный директор "Ромы" Сабатини сказал так: "Нам будет противостоять сильнейший соперник в группе".
– Я прочитал об этом и подумал, что такой подход верен: сильнейший соперник всегда тот, с которым играешь следующий матч. Не более, но и не менее.
– Потеря собственных членов экипажа – имею в виду дисквалифицированных Дзагоева и Вернблума, а также не готовых к игре по состоянию здоровья Эльма, Щенникова и Витинью – скажется сильно?
– Об отсутствии Дзаги и Понтуса мы знали заранее и взяли новых игроков именно на их позиции. Думаю, Натхо и Еременко – приличное усиление центральной зоны. Травмированных же, конечно, всегда не хватает, но ситуация все-таки отличается от прошлогодней: очевидные дыры в основном составе затыкать не нужно.
– Но и со скамейки поднимать особо некого. Резерв практически отсутствует.
– Резерв у нас отсутствует уже много лет. Ничего, привыкли обходиться 13 – 14 футболистами. Иногда даже смешно читать кадровые жалобы команд, у которых по 20 – 25 человек в обойме.
ЗАЧЕМ ЕРЕМЕНКО НУЖНА ПОМОЩЬ ИГНАШЕВИЧА
– Новички уже полностью освоились в коллективе?
– Да. Когда человек умеет играть в футбол, он вливается в команду очень быстро. И в тактическом, и в человеческом плане.
– К вашим шуточкам тоже привыкли?
– Мне кажется, да.
– А я слышал, что Еременко не понял вас, когда вы предложили ему помощь в производстве на свет наследника?
– Вам кто-то все переврал. Дело было так: у Ромы родилась вторая дочь, и я ему сказал, что если он все-таки хочет сына, то пусть обращается за помощью к Игнашевичу. Рома посмеялся и сказал, что нет уж: пусть будет так, как будет. Все он понял.
– С Натхо, который понимает по-русски совсем немного, труднее, чем с Еременко?
– Никаких трудностей с Бибрасом нет. Когда не хватает русского, переходим на английский. Пусть он у нас не самый совершенный, но друг друга понимаем.
– Согласны с Игнашевичем в том, что сейчас у ЦСКА самая сильная полузащита?
– Да. Особенно если учесть, что есть еще Эльм.
– Вы верите в его возвращение?
– Мы надеемся на это. Все в команде желают ему побороть болячки и вернуться на поле.
– Вернемся к космической теме. На космодроме в Плесецке есть такая традиция: на каждой ракете пишут "Таня". Пошла она от первого запуска, когда имя своей любимой нацарапал на обшивке один из офицеров. А когда однажды этого не сделали, ракета взорвалась при взлете. В ЦСКА есть нечто подобное?
– Нет. Мы же против суеверий. И никаких глобальных традиций, приносящих удачу, в команде за все мои годы не завелось.
– А может, стоит их завести целенаправленно? Хотя бы перед Лигой чемпионов, где удача так важна? Предлагаю вам еще одну из арсенала космонавтов. Знаете, что они обязательно делают, приезжая на космодром?
– Нет.
– Писают на колесо автобуса, в котором приехали. Как вам?
– Представляю себе картинку: завтра перед "Стадио Олимпико" на глазах кучи народа и, самое главное, фоторепортеров, выхожу из автобуса и... Ютьюб, наверное, порву, а вот результат обеспечу вряд ли.
– Тогда, оставаясь столь ярым материалистом, ответьте, положив руку на сердце: есть ли у ЦСКА шансы на выход из этой группы?
– (Кладет руку на сердце.) Есть. Главное – поймать удачу.
– И насколько эти шансы велики?
– Процентов пять, наверное, имеется. Хотя нет, все-таки побольше. Остановлюсь на десяти. Понятно, что реализовать их трудно, но мы постараемся сделать все для этого возможное.
– А каковы шансы "Ромы"?
– Меньшие, чем у "Манчестер Сити" и "Баварии".
– Но большие, чем у вас?
– Думаю, примерно такие же.
– То есть объективно матч на "Стадио Олимпико" – это ключ к борьбе за третье место?
– Объективно – наверное. Но знаете как много в этом мире субъективного!
– А все-таки материализм рулит не всегда! Тогда делаю последнюю попытку свернуть вас к космическим приметам: перед выходом из раздевалки скажете: "Поехали!"?
– Самое забавное, что я мог это сказать просто так, без всяких примет. Но теперь точно не скажу!