К 2008/09 ГОДУ У ЛИДЕРОВ ПРЕМЬЕР-ЛИГИ БУДУТ СОБСТВЕННЫЕ ФУТБОЛЬНЫЕ СТАДИОНЫ
Всего через несколько лет северо-запад Москвы превратится в футбольную мекку. К существующему патриарху столичной футбольной инфраструктуры стадиону "Динамо" присоединятся арены двух исторических соперников ЦСКА и "Спартак".
Но если армейскую чашу вместимостью 30 тысяч зрителей планируется построить на месте старенького стадиона на Песчаной, то спартаковцы вторгнутся на исконно "вражескую" территорию, вознамерившись осваивать пространство Тушинского аэродрома. Там к 2009 году будет сооружен уникальный спорткомплекс, под крышей которого разместятся футбольная 35-тысячная арена и многофункциональный спортивно-развлекательный комплекс с залом на 12 тысяч зрителей.
Оба проекта достаточно амбициозны как по архитектурному решению, так и по финансированию. На их сооружение клубы готовы потратить от 100 до 150 миллионов евро. А в качестве генподрядчиков и ЦСКА, и "Спартак" выбрали немецкие компании.
Впрочем, пока оба клуба преодолевают стадию согласования и утверждения проектов своих новых арен, что вполне можно сравнить со стипль-чезом (бег с препятствиями). Полмесяца назад общественный градостроительный совет при мэре Москвы одобрил предпроектные предложения по обоим стадионам. Причем армейский план вызвал больше замечаний. Особенно у самого мэра, которому не понравилась идея разместить гостинично-офисный центр при стадионе в виде либо 30-этажной башни, либо трех 15- и 20-этажных зданий.
Особенно обидными для армейцев стали такие слова Лужкова: "С представленным здесь проектом стадиона "Спартака" архитектурное решение стадиона ЦСКА не идет ни в какое сравнение. Это даже не архитектура. Что-то несуразное получается".
Впрочем, представители "красно-синих" пообещали исправить все недостатки и к следующему этапу обсуждения представить переработанный проект. Единственное, что просил мэр "красно-белых" учесть в проекте, - увеличить число мест на парковках минимум до 10 тысяч и поучаствовать в реанимации законсервированной станции метро на Тушинской ветке. В лагере "Спартака" также заверили, что все пожелания обязательно будут реализованы. При этом предложили дать имя будущей станции метро на Тушинской ветке соответствующее - "Спартаковская".
Расходы по строительству предстоят серьезные. Так что владельцы будущих арен рассчитывают компенсировать затраты не только, а может быть, и не столько футболом. На аренах могут проводиться и другие массовые мероприятия, например, концерты. Ожидается, что будут раскуплены и все VIP-ложи, которых на каждом стадионе запланировано проектировщиками более 100. Что же касается обычных болельщиков, то руководство клубов очень рассчитывает на большой спрос на сезонные абонементы. При этом не исключается, что наиболее интересные матчи - например, дерби "Спартак" - ЦСКА или поединки Лиги чемпионов - могут проводиться и в "Лужниках", вмещающих гораздо большее количество зрителей.
Простых болельщиков интересуют и другие вопросы по новым стадионам. Ну, например, выдержит ли натуральный газон ненастную московскую осеннюю, а то и зимнюю погоду - в случае перехода нашего футбола на обсуждаемый ныне календарь "осень - весна". Или - не маловаты ли стадионы: все-таки болельщиков у ЦСКА и "Спартака" всегда было больше, чем у других московских клубов, да и из других регионов России приезжает немало фанатов на домашние матчи своих любимцев. Есть предложения и по названиям арен. "Красно-синие" склоняются к имени Григория Федотова - так назывался маленький стадиончик, на месте которого будет сооружена новая арена. У спартаковцев вариантов больше. Но, похоже, есть один, который устроил бы всех - имени братьев Старостиных.
"Строительство спартаковского и армейского стадионов, реконструкция торпедовского - все это здорово, и мы в РФС с большим удовлетворением следим за этим процессом, - заявил президент Российского футбольного союза Виталий Мутко. - Но он не снимает с повестки дня вопрос строительства стадиона для сборной. Клубы - это клубы, а национальная сборная - это сборная. Вот недавно мы предложили за свой счет сменить покрытие на арене в "Лужниках" и провести там в будущем году интереснейший отборочный матч Евро-2008 с англичанами. Ответа пока нет".
- Это, конечно, замечательно, что и у "Спартака", и у ЦСКА будут новые, современные и комфортабельные стадионы, - добавил заслуженный тренер России Юрий Севидов. - А то ведь смешно, когда чемпион двух последних лет, обладатель Кубка УЕФА ЦСКА арендует для домашних матчей старенький и морально устаревший стадион "Динамо"! То же самое относится и к "Спартаку". Негоже столь славному и заслуженному клубу ютиться в "Лужниках" и играть на синтетике! Осталось построить комфортабельный стадион для национальной сборной.
СРАВНИМ?
1. Стадион для "Спартака". 1. Предполагаемое название - Cтадион имени Николая Старостина. 2. Эксплуатировать можно с весны 2009 года. 3. Стоимость - 150 миллионов долларов. 4. Вместимость - 35 000 человек.
2. Стадион для ЦСКА. 1. Название - пока нет. 2. Будет сдан в эксплуатацию в начале 2009 года. 3. Стоимость - 120 миллионов долларов. 4. Вместимость - 30 000 человек.
Смирнов Михаил, Трушин Георгий.