Совсем немного времени остается до открытия стадиона Профессионального футбольного клуба ЦСКА. За более чем столетнюю историю командам нашего клуба приходилось проводить домашние матчи на самых разных столичных и подмосковных аренах. В программке к матчу с «Рубином» мы начали серию публикаций о тех из них, с которыми связаны наиболее славные страницы из истории ЦСКА.
Первым «домом» предшественника современного ПФК ЦСКА был стадион ОЛЛС в Сокольниках, который был построен в 1912-м, через год после появления на свет самого футбольного клуба, и просуществовал более четырех десятилетий. Матчи чемпионата СССР ввиду слабой благоустроенности на нем было проведено лишь считаное количество — армейцы в основном использовали его для тренировок и товарищеских встреч — однако домашние поединки на первенство Москвы ОЛЛС (ОППВ, ЦДКА), а также междугородные и международные матчи проходили именно в Сокольниках, на стадионе, который менял названия ровно так же, как и клуб.
Подробное описание стадиона приводит в своих воспоминаниях легендарный армеец Константин Жибоедов:
«Стадион ОЛЛС открылся в 1912 году. А раньше клуб арендовал площадку «Ширяево поле». Это, где сейчас база школы «Спартака», и туда мы ходили смотреть футбольные матчи и тренировки команд ОЛЛС...
...И вот с 1913 года я начал играть в детской команде ОЛЛС (а было мне 14 лет) и до 1915 года играл в ней. Потом меня перевели в 3-ю команду, в 1916-м я уже играл во 2-й и был в запасе 1-й команды. И все это время вместе со мной играли те мои товарищи, с которыми мы начинали играть на площадке у Сокольнического вала — братья Ратовы и Тюльпановы. Я к тому времени был, между прочим, чемпионом России по боксу. Кроме того, играл в теннис, в хоккей, в баскетбол и так далее. Кстати, позднее Василий Тюльпанов стал по специальности строителем и составил совершенно бескорыстно, как сейчас бы сказали, на общественных началах, проект трибун на нашем новом стадионе. Это место между 4-м и 5-м Лучевыми просеками, где сейчас выставочный комплекс, нам в 1912 году выделила городская управа. Там прошел сильный смерч, и снесло очень много деревьев. Образовалась небольшая площадка среди леса, и управа отдала ее в распоряжение руководителей ОЛЛС.
И вот была построена такая вроде «индийская гробница», как мы называли эту часть трибуны. Первоначально трибуны были — и скамейки, и земляные стоячие. Впоследствии построили приблизительно тысяч на десять трибуны вокруг футбольного поля. У нас еще были беговая дорожка, три теннисных корта, баскетбольная и волейбольная площадки. Коллектив ОЛЛС был очень сплоченным. Почти все общественные работы мы выполняли своими силами. Платных работников было очень мало. Был один рабочий с женой. Они же там и буфет держали, и мы пользовались им во время тренировок. А в основном все делали сами. Вода у нас была в артезианском колодце. Для того чтобы душ принять или полить футбольное поле, нужно было спускаться вниз и там вертеть большое колесо. Все это проделывали, так сказать, общественными силами. Сами были и контролерами, и кассирами во время соревнований. А потом у нас был такой порядок: когда проводились соревнования, а у нас бывали и междугородные, и международные игры, городовых почти совсем не было. Чтобы никто не перелезал через забор, у нас стояли свои дежурные. Ну, два-три городовых конных было. Пожалуй, не мы им помогали, а они — нам. За пять минут до перерыва раздавался удар колокола (у нас такой небольшой колокол висел), и все присутствующие на соревновании наши спортсмены, кроме участников, конечно, выходили к футбольному полю на беговую дорожку и вокруг загородки все садились так, что ни один человек не мог проскользнуть на футбольное поле. Перед концом игры та же самая картина повторялась. И никаких инцидентов не было. Так было во времена ОЛЛС, порядки эти сохранились и позже, в ОППВ».
Полный материал читайте в программке № 1 (543).