Как увеличить посещаемость домашних матчей? Как привлекать новую аудиторию? Над этими вопросами наверняка приходится много думать руководству и сотрудникам маркетинговых отделов футбольных клубов.
Домашний матч с «Ростовом» дал столичному ЦСКА неожиданный импульс. Сработало правило: не было бы счастья, да несчастье помогло. Как известно, две фанатские трибуны «армейцев» — B и D – были дисквалифицированы за неподобающее поведение в домашнем матче с «Анжи». Однако регламент Премьер-Лиги оставил столичному клубу запасной вариант заполнения трибун: ЦСКА имел право открыть дисквалифицированные сектора для детей не старше 12 лет и женщин, чем клуб и воспользовался. Доступ на эти сектора был сделан бесплатным.
В итоге на одной из трибун собралось около полутора тысяч женщин и детей. Прямо скажем, неплохое подспорье. Пусть и не такое шумное и организованное, как обычная фанатская «грядка», но зато очень эмоциональное. Плюс опять-таки стоит вести речь о новых болельщицких единицах, которые, возможно, будут ходить и на следующие домашние матчи «армейцев». Слово одной из новых футбольных гостей, учительнице одной из московских школ, которая пришла на футбол впервые: «Мы пришли первый раз благодаря нашей большой подруге Татьяне, пришли поддержать её любимую команду. Сама я человек далёкий от футбола. Но Таня решила нас к этому делу привлечь, тем более подрастает новое поколение, для которого это может быть интересно. Сегодня отличный шанс для женщин с детьми. Отдельная трибуна без фанатов и обеспечение безопасности на высоком уровне. Такое бывает нечасто. У нас только положительные эмоции».
Эмоций на трибуне действительно хватало. Разве что вместо гула мужских голосов с фанатской трибуны доносился восторженный визг, сопровождавший каждую атаку «армейцев». Не скупились болельщицы и на крепкие словечки, и на громкие речёвки. А хор детских голосов, требующих гол, заглушал даже переместившихся на ближайшие к дисквалифицированному сектору места завсегдатаев фанатской трибуны. Полностью трибуна D затихла лишь однажды, после гола в ворота Игоря Акинфеева на 10-й минуте, когда ростовский клуб вышел вперёд благодаря Сердару Азмуну. Тогда по всему сектору прокатился лишь тяжёлый вздох и настала недолгая тишина. Зато после забитых хозяевами мячей радостные выкрики не стихали ещё очень долго, а юные болельщики и вовсе бросались обнимать мам со слезами на глазах или чуть ли не выпрыгивали с трибуны от радости.
Детей было очень много. Рассказывает одна из мам, Светлана, которая привела своего ребёнка на футбол: «Когда в конце матча со «Спартаком» объявили о том, что пустят женщин и детей бесплатно, вопрос о посещении матча с «Ростовом» даже не стоял. Мы точно знали, что идём. Раньше мы об этом не задумывались, да и страшновато одной с ребёнком на матче, а тут трибуна со спокойными болельщиками».
Однако некоторым поклонницам футбола, напротив, не хватало мужской энергии на трибуне. «Мужская поддержка нужна на матчах, — говорят болельщицы Екатерина и Анастасия. — Думаю, можно было бы просить их. У нас много знакомых болельщиков ЦСКА среди мужчин. Они очень расстроились такому решению КДК, но всё равно пришли, хоть и на трибуны А и С».
Конечно, голоса фанатов мужского пола были слышны с ближайших секторов. Болельщики устроили активную перекличку через поле, которая каждый раз подхватывалась расположенной между двух огней трибуной D и скоро попросту тонула в женских и детских выкриках.
Все, кто пришёл на матч ЦСКА – «Ростов» в сектор D, признались, что ждут повторения подобной инициативы, а кто-то даже пожелал подобной акции на чемпионате мира 2018. Такого организаторы, конечно, пообещать не смогли, тем не менее Екатерина Довлатова, ответственная за приём женщин и детей на «Арене Химки», сказала, что работа по привлечению женской аудитории к футболу будет продолжаться. Развенчивать миф о нелюбви девушек к футболу она намерена вместе с Ольгой Березуцкой, супругой защитника ЦСКА и сборной России Василия Березуцкого. «Мы уже второй год создаём мероприятия исключительно для болельщиц. Они направлены на пропаганду спорта и здорового образа жизни. У нас в планах увеличить женскую аудиторию на футболе ЦСКА. Сейчас мы делали всё возможное, чтобы привлекать на стадион тех девушек, которые обычно болеют дома и почему-то боятся или не могут прийти на стадион. Мы также сделали рассылку по детским домам. Думаю, будем возвращаться к этой практике. Клуб сказал, что и впоследствии он готов выделять отдельные места для девушек. Думаю, последуют и новые проекты для женской аудитории. А года через два мы надеемся претендовать на первое место по посещаемости стадионов женщинами».