— Как ты пришёл в большой футбол? И что это была за странная история с твоим «похищением» из Таганрога?
— Наверное, эта история несколько преувеличена. Я играл в Таганроге, много забивал. За сезон 30 с лишним мячей забил. Появился интерес у многих клубов, в том числе и у «Ростсельмаша» (ныне — ФК «Ростов»). Были ещё из московских клубов предложения, но там никакой конкретики: ни финансовой, ни игровой. Понятно, что все надо доказывать. Однако, я много раз сталкивался с тем, что людям говорили: «Будешь доказывать, все хорошо будет», а потом людей этих не видел. Поэтому я выбрал место, где в меня верили. Андреев лично разговаривал со мной. Он в ту пору был главным тренером. Сказал, что играть я буду. Сколько — это другой вопрос, но он своё обещание сдержал. Я играл много и достаточно результативно.
— Результатом этой игры стало то, что ты получил приглашение в топовый российский клуб — ЦСКА. Расскажи про армейский этап карьеры. С кем играл? Что запомнилось?
— Этап достаточно долгий, 3 года. Что меня сразу поразило — это нагрузки на первом тренировочном сборе. У Валерия Георгиевича Газзаева было очень тяжело, и после первого сбора, честно говоря, я уже хотел… раздумывал… о возвращении назад. Но потом нагрузки снизились, все вошло в более-менее футбольное русло. Затем стартовал чемпионат, я его удачно начал: хет-трик в первой же игре. После этого старта и появилась любовь болельщиков ко мне, армейских (смеётся). Воспоминаний много за три года. И сейчас рассказать коротко — сложно.
— Что ты можешь сказать о взаимодействиях игроков ЦСКА? Все мы помним твою игру с Роланом Гусевым. Он был твоим любимым ассистентом. С кем-то еще игралось легко?
— Гусев — футболист очень высокого класса. И я чувствовал когда он может сделать передачу или подачу. Подачи у него были великолепные. А какие невероятные у него подачи с фланга! Точные и своевременные. Все помнят, как Ролан подавал. Можно сказать, что с ним игровое взаимодействие было наиболее плотным.
— Самый памятный матч? Самый памятный гол в армейской карьере?
— Сложно сказать. Очень запомнился хет-трик в первом матче за ЦСКА. Помню гол Сатурну на 88 минуте, после которого началась грандиозная драка.
— Тогда взглянем шире. Если брать матчи за все клубы и сборную? Какой гол до сих пор в памяти стоит? За который не стыдно?
— Мне за все голы не стыдно (смеётся). Ну так, чтобы выделить один… У меня случались красивые мячи, и их было достаточно много. Может это будет звучать нескромно, но забивал я иногда очень эффектно. Сейчас сложно сказать. Когда я ещё играл за «Ростсельмаш», я забил армейцам. Не знаю, помнят ли это армейские болельщики. Это было в Ростове. Был удар с фланга, мяч там висел долго. Я его принял в воздухе, развернулся и пробил Новосадову между ушей.
— Что ты можешь сказать об умении забивать красивые мячи? Это талант или все же годы упорных тренировок?
— Наверное, что-то дано от природы. Тренировать такое чувство сложно. У меня неплохая координация, хотя никакими видами спорта связанными с координацией я не занимался. Но именно когда нужно было пробить, как-то изловчиться, у меня это получалось. Часто в минимальном пространстве и за минимум времени удавалось.
— Была ли у тебя возможность остаться в ЦСКА?
— Шанс, конечно, был. Но ситуация изменилась. В клуб пришли Ивица Олича, Карвальо и Вагнер Лав. Конкурировать я, конечно, с ними мог и делал это. Но если игрока покупают за большие деньги, ему обычно дают возможность играть больше. А сидеть просто так я не смог бы. Получать медали и сидеть на лавке — это не по мне.
— А переход в неизвестный тогда клуб ФК «Москва» не пугал?
— Честно говоря, меня это никак не смущало. Это был московский клуб, что было очень важно. Потому что у меня как раз год был дочери, даже полгода. И было важно остаться в Москве, чтобы не перевозить семью. Финансовое предложение «Москвы» было неплохим. Я провёл два хороших года в этой команде. Я много играл, забивал. Стал во второй раз лучшим бомбардиром чемпионата.
— Ты из ЦСКА и ФК «Москва», попадал в сборную. Что можешь сказать о собственном рекорде на чемпионате Европы, самый быстрый гол? Следишь чтобы никто не отобрал рекорд?
— Гол помню, конечно. Хотя давно не пересматривал. Если кто-то забьёт быстрее, ну что ж, я буду спокоен душой.
— За свою карьеру игрока тебе удалось поработать с огромным количеством талантливых тренеров (Слуцкий,Жорже, Гаджиев, Андреев, Петраков, Газзаев, Ребер). Какие навыки, полученные от них, помогают в твоей тренерской работе?
— Да, мне повезло, я действительно работал с большим количеством тренеров. Если не брать Романцева, то со всеми топовыми российскими специалистами. Будь то сборная или клуб. Естественно, когда ты игрок, ты немножко по-другому мыслишь. Но с возрастом приходит понимание. Уже после 30 лет начинаешь осознавать что делает тренер и зачем. Даже если тебя меняют, начинаешь воспринимать это адекватно.
— Чем запомнился Андреев?
— Андреев — очень харизматичный тренер и человек, на мой взгляд, прямолинейный и очень справедливый. У него нет кумиров, любимчиков. То есть: ты хорошо тренируешься, показываешься — играешь. Исходя из этого, получаешь время на поле. Не было такого, что кто-то играл незаслуженно.
— Газзаев?
— Газзаев — это большой организатор и мотиватор. Потому что мотивационная составляющая в тренерской карьере Газзаева велика. Он хорошо умеет настраивать на матчи. Это может быть не обязательно громкая речь, не крик, но он всегда находит нужные слова.
— Слуцкий?
— Л. В. Слуцкий в моей игроцкой карьере был своего рода новым этапом. Он моложе и, так сказать, современной формации. Очень много тактики, футбольных упражнений. Он все чётко просчитывал и контролировал. У него было иное отношение к футболистам. Слуцкий — очень демократичный тренер. Хотя многие и считают его мягким, в нужный момент он может быть очень жёстким. Во время моей игры под его началом, отношения с игроками у него всегда были демократичными, любой игрок мог пошутить, и в его адрес пошутить. Он спокойно это воспринимал, чувство юмора у него отличное. Тренеры более старшего возраста выстраивают с футболистами отношения типа тренер-игрок. Это специалисты советской школы. Безусловно сильная школа, хотя и со своими нюансами. Такой стиль поведения определялся, наверное, укладом жизни в нашей стране, все так жили.
— Не хочется ли вернуться к «игроцкому» прошлому? Как ты себя чувствуешь в качестве тренера?
— Нет, чувствую я себя очень хорошо в роли тренера. Всё-таки игрок — это очень тяжёлое занятие. Конечно, более прибыльное, но физически сложное. Я играл до 37 лет. И с каждым годом нагрузки выдерживать всё сложнее.
— В чём феномен нынешнего «Ростова»?
— В чём феномен «Лестера» в АПЛ, который на Рождество шёл на первом месте? Во-первых, у нас команда хорошо организованна. Это самое важное. Во-вторых, Бердыев — один из самых лучших тренеров, если не самый, в организации игры, особенно в обороне. И в третьих, у нас есть неплохие игроки и сплочённый коллектив.
— А о финансовых проблемах?
— Конечно, что это мешает. Но Бердыев этот вопрос контролирует, постоянно им занимается. Естественно, проблемы есть, но к футболу они не имеют особого отношения. Все футболисты выкладываются на сто процентов в тренировочном процессе, не говоря про игры. Надо отдать им должное. При всех проблемах, которые существовали и существуют… они просто молодцы!
— Есть ли задача попасть в Еврокубки?
— Честно сказать, я работал больше года в тренерском штабе. У нас нет разговоров о каких-то задачах. ЦСКА может ставить задачу — получить первое место. Если ЦСКА вдруг объявит, что ставит задачу «шестое место», то никто не поймёт. Какие задачи может ставить Ростов? Выходят игроки на каждую игру, как на последнюю, бьёмся, а там уже куда вывезет. И пока, тьфу-тьфу-тьфу, вывозит куда-то.
Сегодня у Дмитрия день рождения...поэтому возьму на себя наглость от всех любителей футбола пожелать тебе,Дмитрий Сергеевич, здоровья,радости и счастья..