Идея базовой команды для сборной России не могла не всплыть перед домашним чемпионатом мира. Но единственный клуб, который может себе это позволить, - питерский «Зенит».
***
Одиннадцатого сентября уже позапрошлого года академик Анатолий Воробьев, бывший на тот момент генеральным секретарем РФС – самым ярким и необычным из всех генсеков, когда-либо имевшихся у федерации, – выступил с очередной небанальной идеей.
Анатолий Иванович предложил создать в Премьер-лиге базовый клуб для игроков сборной России, считая, что именно это позволит эффективнее подготовить сборную к домашнему чемпионату мира-2018. Тренировать клуб, по замыслу Воробьева, должен был Фабио Капелло. Комментарии, если помните, были уничижительными.
Леонид Слуцкий, на тот момент только главный тренер ЦСКА: «Я даже не могу это комментировать. Это идиотизм. Мы ведь живем в определенном пространстве: европейском, клубном, бизнес-пространстве, наконец. А здесь такое… На мой взгляд, это даже не социализм, как сказал Сергей Галицкий, а именно идиотизм». Андре Виллаш-Боаш отреагировал примерно теми же словами: «Это предложение – антифутбол, это ненормально, это глупая инициатива». Прошло чуть больше года. И потихоньку возникает ощущение, что мы начинаем двигаться к реализации идеи академика Воробьева.
***
ЦСКА, лидер чемпионата и главный соперник «Зенита», ощутимо поджался в трансферных приоритетах, и прежде бывших довольно скромными. Красно-синий клуб опять реализовал модель, которую однажды успешно осуществил с игроками «Рубина» и «Томи»? Натхо, Еременко и Панченко приходили в ЦСКА, пользуясь возможностью расторгнуть контракт с бывшей командой. Теперь это сделал Ткачев. Возможно, сделает Широков.
Ткачеву – двадцать шесть, Широкову – тридцать четыре. Еременко стал армейцем в двадцать семь, Натхо – в двадцать шесть. Панченко пришел в двадцать пять.
Показательная статистика. Еще недавно ЦСКА вкладывался в юных недорогих иностранцев, беря их на вырост. Цубер, Витиньо, Миланов – никто из них так и не «выстрелил», но были и грандиозные успехи – с Мусой и Фернандесом. Теперь иная модель – опытные свободные агенты, у которых возникли проблемы с бывшим работодателем. ЦСКА становится все более возрастной командой, что дает возможность рассчитывать на успех в текущем дне, но вряд ли создаст ощущение перспективы.
«Динамо» готово отдать всех, кого возьмут конкуренты. У «Локомотива» игроков, претендующих на постоянное попадание в сборную, немного. У «Краснодара» они есть, но никто пока на стартовый состав на все сто не претендует. У «Спартака» - та же история. У «Рубина» много молодых, но так и не приблизившихся к первой команде.
И есть «Зенит», стоящий особняком в нашем чемпионате. Вроде бы как намеренный забрать сейчас Кокорина с Жирковым. Вроде бы как приценивающийся к Смолову, Набиуллину и Оздоеву. Интересующийся теми, кто не реализовался в дальнем зарубежье. Взяли Лодыгина, теперь смотрят на Черышева с Нойштедтером. Что это, как не модель, предложенная Воробьевым.
***
Тогда, полтора года назад, при том курсе валюты и том отношении к сборной и Капелло, что воцарилось в обществе после чемпионата мира в Бразилии, реализовать эту идею было действительно проблематично.
Сейчас, при рухнувшей экономике, деньги, похоже, есть только у «Зенита». Скажем так, свободные деньги.
При желании можно собрать звездную команду, особо не переплачивая, как это было раньше. Тем более что голос «Зенита» – Геннадий Орлов, выступающий спикером по любому заметному поводу от лица клуба, говорит прямо: питерцам интересен любой талантливый игрок в России.
Нет «Анжи», нет «Динамо», нет «Спартака», что был при Карпине. Хочешь собрать сборную России под своими знаменами – не сиюминутную, а в той самой перспективе на Кубок мира-2018? Пожалуйста. А мы смеялись над Анатолием Ивановичем. Простите, академик.
***
И самым интересным вопросом, раз так, становится следующий – кто будет эту сборную в «Зените» тренировать? Иностранец? Будь то Жардим, Пелегрини, Де Бьязи, Раньери или любой другой.
Курс «Зенита» на тренеров не из России известен и вроде как незыблем. Клуб ориентирован не только на внутренний чемпионат, но и на Лигу чемпионов. Раз так, то россиянину удержать в руках обе вожжи будет тяжело. У нас в России только один тренер дважды выходил в плей-офф этого еврокубка. Леонид Слуцкий.
Который седьмой год великолепно работает в ЦСКА. Который вытащил сборную на чемпионат Европы. И который недавно сказал, что после Евро-2016 у сборной должен быть освобожденный тренер.
Вот эту фразу понять труднее всего. Даже не ее, а предстоящий выбор Слуцкого. Ведь тяжело представить его вне ЦСКА – при условии, что армейцы борются за медали. И тяжело представить вне сборной – при условии, что она не провалится во Франции с треском. Но я не помню провалов у Слуцкого. Бывало, его команды оступались, но вот чтобы провалиться с треском…
Но вот прочел еще раз ноябрьское интервью Юрия Белоуса, в котором он рассказал о переходе шефа селекционной службы ЦСКА Антона Евменова в «Зенит» на аналогичную должность, и подумал: а почему, собственно, нет? Почему Слуцкий не может пойти по тому же пути вслед за давним знакомым?
Перед чемпионатом мира, при девизе об импортозамещении и ужесточении лимита на легионеров россиянина у руля «Зенита» представить легче, чем иностранца. При тех селекционных приоритетах, что появились сейчас у питерцев-то. А иностранные тренеры потребуют пополнение из-за рубежа.
Мне почему-то кажется, что это реально. Я даже скажу так: более чем реально. Надо перечитать интервью Воробьева. Посмотреть, какие еще идеи предлагал нашему футболу академик.