Муса в шаге от "Лестера", Широков – в полушаге от ЦСКА... Новости и слухи вокруг армейцев нарастают день ото дня как снежный ком. Заслуженный тренер России Геннадий Костылев, приводивший ЦСКА к легендарной победе над "Барселоной" в 1992 году, в большом интервью "СЭ" рассуждает о настоящем сквозь призму славного прошлого. А еще делится мыслями о Кокорине и Чернове, Жиркове и трудностях молодежи, мудрости Слуцкого и несовершенстве лимита.
- Как оцените возможный переход Ахмеда Мусы в "Лестер"? Называются уже и конкретные цифры – в районе 27 миллионов долларов...
- Меня, честно говоря, всегда очень удивляют такие суммы и предложения. Да, Муса – действительно хороший игрок. Быстрый, техничный, вариативный. Но озвученные цифры в его случае просто заоблачны! Случаются игры, где он реализует один момент из 5-6. Но дело здесь, разумеется, не в отдельно взятой ситуации. Футбол вообще в этом смысле сейчас просто сходит с ума! Мы оперируем суммами в 100 миллионов евро и выше, когда говорим о Роналду. В случае Месси цифры и вовсе приближаются к 200! Эти суммы давно не укладываются в человеческое сознание. Особенно когда в отличие от тех же Месси и Криштиану речь идет отнюдь не о гениях, а о просто хороших игроках.
– Станет ли отъезд Мусы для армейцев невосполнимой потерей? Особенно когда нет никакой ясности c возможным возвращением Думбья...
– Здесь ответ мой будет категоричен – ЦСКА нуждается в своих резервах. В такой ситуации я могу понять желание Мусы уехать и попробовать себя в одной из лучших лиг мира. Другой вопрос, что заменить его должны свои молодые ставленники. Взять хотя бы тех же Панченко и Базелюка. Я, увы, никакой преемственности в этом плане не наблюдаю. И это касается далеко не только нападения. Давайте возьмем защитную линию. Да, Василий Березуцкий и Игнашевич – выдающиеся мастера, которых просто невозможно не уважать… Но они же не вечны! Кто придет им на смену, когда они уйдут? В современных реалиях рынка искажены очень многие ценности. Гораздо проще за огромные, порой безумные деньги купить легионера для решения задач "здесь и сейчас". А потом они уезжают – и выясняется, что дальше провал! Заменить их попросту некем!
- И ведь мы говорим при этом о ЦСКА, который славится отменным менеджментом и довольно трепетным отношением к преемственности поколений...
- Вы сами все видите! Это беда всего нашего футбола в целом. Когда через 2 года у нас на носу чемпионат мира, а поколения на смену сегодняшнему костяку сборной просто нет – дело тут, конечно, не только в армейцах. Просто мы наблюдаем полное крушение системы подготовки молодых игроков на всех уровнях.
- Но ведь есть и приятные исключения – взять того же Чернова...
- О нем тоже говорить рано. Чтобы судить о нем как об игроке на ближайшую перспективу даже в составе тех же армейцев, нужно долго и последовательно подводить его к обойме, создавать ту самую смену в условиях, приближенных к боевым. А что мы видим на деле? Человек выходит в основе сборной, не проведя при этом ни одного полноценного матча в составе ЦСКА. Это лишний раз отражает полный крах системы. Мы сами все потеряли – и винить нам в этом некого!
- Ужесточение лимита в этом смысле – не панацея?
- Лимит – палка о двух концах. Когда человек играет просто по факту наличия у него паспорта, это убивает дух конкуренции на корню! Люди в 20 лет сидят на огромных контрактах, очень часто никак не подкрепленных реальными достижениями, и абсолютно развращаются как в человеческом, так и в профессиональном плане. В 25 лет мы фактически наблюдаем игроков, потерянных для большого футбола.
- Как в случае с Кокориным?
- Сашу я знаю очень давно. Говорить можно все, что угодно, но талант у него есть – я знаю, о чем говорю. Как есть и характер. Он, если кто не помнит, пробивался в большой футбол из интерната. Своим упорством и мастерством. Другой вопрос, что потом бешеные суммы контрактов, конечно, отложили свой отпечаток на его карьере.
- Что нужно сделать ему сейчас, чтобы избежать печальной судьбы предшественников?
- Уезжать, конечно же. Бросить вызов! Через конкуренцию найти себя прежнего. У него есть все качества, чтобы реализовать себя в Европе. Главное здесь – не тянуть.
- Как не стал тянуть с уходом из "Динамо" Юрий Жирков?
- Да. Сами видите, что происходит с "Динамо" сейчас. Уходить Юре было необходимо. Сейчас или летом – это уже нюансы, в которых замешаны многие факторы, в том числе и агентские дела.
- Жиркову еще предстоит выдержать битву за место в основе...
- Поверьте, Юра не затеряется. Я знаю его давным-давно. Это ведь именно я нашел его в свое время в Тамбове и пригласил в Москву. Каким образом уже тогда его не разглядели сначала на просмотре в "Спартаке", а затем еще и в "Локомотиве", для меня загадка до сих пор! Это профессионал с большой буквы. Он всегда славился тем, что молча, стиснув зубы, пахал во благо команды в любой ситуации. Но вместе с тем, когда нужно, мог показать характер, нрав! Во всех этих компонентах у него полный порядок. Это – Спортсмен. В высшем понимании этого слова. Боец и умница, каких мало! К тому же игрок незаурядной техники и футбольной мысли.
- Теми же качествами обладает и Роман Широков. Как вы отнеслись бы к его возможному переходу в стан ЦСКА?
- Роман – потрясающий мастер, но, сколько я слежу за ним в последнее время, он все никак не прекращает валять дурака. Я знаю его еще со времен армейской школы. И должен сказать, что кроткостью нрава он не отличался уже тогда. Проблемы с дисциплиной и загулы сопровождали его потом почти всю карьеру – до самой недавней поры, когда он остепенился наконец и взялся, как показалось, за голову. Но, как мы видим, характер – это судьба! Доходило до того, что в свое время мы заставляли его убираться на территории базы. Только и это ничего не изменило (смеется).
- То есть новая глава Романа – не про ЦСКА?
- Напротив, я был бы только рад за Романа, если бы это случилось. Слуцкий – не враг себе. Он прекрасно понимает, что игрок такого калибра, лидер сборной, должен быть под боком. А раз так, то наверняка имеет четкое представление о том, как найти Роману место в составе.
- Кажется, это будет не слишком просто при наличии Еременко, Дзагоева, Натхо...
- Вот здесь и проявляется тренерское искусство. У меня в тренерской карьере бывало такое - в распоряжении есть 6-7 классных хавбеков, каждый из которых достоин основного состава. Варианты есть всегда. Слуцкий – мудрый тренер и найдет решение, я в этом не сомневаюсь.
- Роман тяжело уживается на поле с партнерами, повторяющими его функции на поле. Так было в "Спартаке" с Ивелином Поповым. В ЦСКА есть Роман Еременко...
- Многое зависит от микроклимата в коллективе и мудрости тренерского штаба. Как и от самого Романа, разумеется. Не думаю, что это станет глобальной проблемой. В конце концов, Euro совсем не за горами. И Роман понимает, что самое время ему начать играть, чтобы оказаться там.
- Смог бы Роман Широков прижиться в том ЦСКА, который тренировали вы?
- Конечно, смог бы. Помню, как у меня в команде играл Володя Шаран из Днепропетровска. Тоже человек с очень светлой головой, умница и редкий мастер! Но и характер там был под стать широковскому. А рядом с ним по позиции играли также очень амбициозные люди. И, тем не менее, когда речь заходила о пользе общему делу, личные амбиции в какой-то момент уходили на второй план. Я уверен, по-другому просто не может быть.