Пост № 1 в ЦСКА в надежных руках. Игорь Акинфеев, признанный по итогам конкурса "Звезда" лучшим футболистом стран СНГ и Балтии прошлого года, не дает повода усомниться в своем классе. Но и двое его сменщиков - Вениамин Мандрыкин и Владимир Габулов - вратари высокого уровня, иначе их не привлекали бы в свое время в молодежную (а Мандрыкина - и в первую) сборную России. Стало быть, все трое - спортсмены амбициозные. Но место в воротах прочно занято Акинфеевым. Проблема...
Кстати, Игорь - самый молодой из троицы, ему 20. Думаю, это обстоятельство еще больше задевает самолюбие 23-летнего Владимира и 25-летнего Вениамина. К тому же оба находятся в том возрасте, когда играть можно, нужно, а главное - ужасно хочется. Деликатность ситуации понимают все: от президента клуба Евгения Гинера и главного тренера Валерия Газзаева до самих вратарей и их тренера Вячеслава Чанова. Поискать выход и спрогнозировать развитие событий корреспондент "СЭ" попытался в беседах с главными действующими лицами.
"ВРАТАРЕМ НА ГОДЫ НАЗЫВАЮТ НЕДОБРОЖЕЛАТЕЛИ"
В жизни многое решает случай. Кто знает, как бы развивалась карьера Акинфеева, если бы в мае 2003-го Газзаев ввиду травмы основного на тот момент вратаря Мандрыкина не рискнул поставить на календарный матч чемпионата страны безвестного тогда 17-летнего парнишку. А тот не где-нибудь, а на переполненном "Металлурге" в Самаре сыграл блестяще, да еще и пенальти отразил.
- Будь в ЦСКА другой тренер, который не осмелился бы включить столь юного игрока в основной состав, глядишь, сейчас на Кубке Содружества играли бы, а не в Кейсарии к сезону готовились, а?
- Все может быть, - пожимает плечами Акинфеев, - многое ведь от судьбы зависит. Можно сказать, повезло тогда с тренером: Валерий Георгиевич дает шанс молодым, в чем все неоднократно имели возможность убедиться. Газзаев дал путевку в жизнь множеству игроков. В том числе и мне.
- Сейчас со всех сторон твердят, что сборная России в вашем лице получила вратаря на долгие годы. Не боитесь сглаза?
- Если честно, считаю, что так говорят недоброжелатели.
- Серьезно?
- Вполне. Нормальный человек, на мой взгляд, промолчит и никогда никого хвалить не станет. По крайней мере сам так считаю и поступаю.
- Но люди чаще всего, мне кажется, говорят об этом без всякого злого умысла.
- Возможно. Я лишь высказал свое мнение.
- Конкуренция - вещь жестокая?
- Думаю, да. Но она никому и никогда не мешала. Наверное, только с конкуренцией идет прогресс и растет мастерство.
- Мандрыкину и Габулову, находящимся в резерве, не сочувствуете?
- Это работа, за которую нам платят деньги. И мы выполняем ее на равных. Кто на данный момент лучше, тот и играет.
- Справедливо. Но лучший-то вы...
- Я так не считаю. У нас в команде завидная конкуренция, по тренировкам видно, что никто не отбывает номер и все стремятся выходить в стартовом составе. Но место вратаря - одно. И, кто его займет, решает главный тренер.
- Если бы так вышло, что вы поменялись местами либо с Вениамином, либо с Владимиром и на несколько лет оказались в роли дублера одного из них, как поступили бы?
- Искал бы варианты. Играть хочется всегда, вне зависимости от размера зарплаты. Если человеку нравится футбол, он должен в него играть и получать удовольствие. На месте ребят я бы попробовал уговорить руководство отпустить меня и пошел в другую команду.
- Вы сейчас лучший вратарь страны, и вам наверняка кажется, что так будет всегда. Тренерский кредит доверия опять же велик. Можете позволить себе разок-другой на тренировке сачкануть - никто и не заметит. Как в такой ситуации заставлять себя выкладываться?
- Если халтурить на тренировках, в игре это непременно скажется. Футбол все расставляет по местам.
- Слова-то правильные. Но все мы люди с человеческими слабостями...
- Есть полезное слово: "надо". Я, когда бегу, постоянно твержу себе: "Надо, надо!" Могу себя обругать, всех остальных, но то, что положено, пробегу.
- Мандрыкин и Габулов шансов от вас не дождутся?
- Вопрос не ко мне.
"НЕ ХОТИМ БЫТЬ ВЕЧНО ВТОРЫМИ"
Разговор с Мандрыкиным и Габуловым мы начали с насущного для обоих вопроса:
- Устали сидеть за спиной Акинфеева?
Габулов: - Можно сказать и так. Испытываю огромное желание играть. Буду работать, может, шанс и представится.
Мандрыкин: - Да. Это очевидно, здесь и объяснять нечего.
- Что должно произойти, чтобы вы стали в ЦСКА вратарем № 1?
Габулов: - Думаю, вопрос не ко мне. Даже если выйду на один матч и выдам суперигру, это мало что решит. В данном случае. Ведь Игорь - вратарь сборной и лучший голкипер страны.
Мандрыкин: - Форс-мажорные обстоятельства. Только в случае травмы Игоря, чего ему ни в коем случае не желаю - пусть будет круглый год здоров! - так вот, лишь в этом случае я смогу занять место в воротах. И то на какой-то момент, поскольку стоит Акинфееву вернуться в строй, как сразу последует обратная замена. Я в этом уверен.
- Сознаете, что ваши шансы невелики? И не потому, что вы плохи, - нет, Игорь хорош.
Габулов: - Да, сознаю. Но опять же тешу себя надеждой. Мне ничего не остается, кроме как работать и быть всегда готовым - у меня ведь действующий контракт.
Мандрыкин: - Сознаю. Иначе не просил бы второй год подряд руководство отпустить меня при первой возможности в другую команду. Кредит тренерского доверия Акинфееву велик, чего он, без сомнения, заслуживает. Но и мне играть хочется.
- Не разуверились в собственных силах?
Габулов: - Думаю, если бы разуверился, меня бы здесь уже не было. Психологически приходится очень тяжело, но поддерживать хорошее расположение духа помогают близкие, а также Вячеслав Викторович и Валерий Георгиевич (Чанов и Газзаев. - Прим. СЭ). Пока с уверенностью в себе порядок.
Мандрыкин: - Проверить тяжело - разве что в играх за дубль и на тренировках. Но тружусь на полную катушку и все, включая тренеров, это видят. Если бы опустил руки, нормального отношения ко мне не было бы ни в команде, ни со стороны руководства. Да и сам чувствую - не разуверился!
- В почти любой другой команде вы наверняка стали бы основным вратарем...
Габулов: - Порой лезут такие мысли. От отчаяния. Жуть как играть хочется! Мне уже 23 года, расцвет настает. А уверенности и сил чувствую вагон!
Мандрыкин: - Как уже говорил выше, просил отпустить. Но все бросить и убежать лишь бы куда не готов. Требуются интерес руководства приглашающего клуба и желание его тренера видеть меня у себя команде. Плюс, конечно, в наши времена имеет значение и финансовая составляющая. Важно, чтобы предложение устроило все заинтересованные стороны, в частности, ЦСКА и меня лично.
- Каковы ваши прогнозы на этот год и на ближайшее будущее?
Габулов: - Прогнозы строить тяжело: мы предполагаем, а бог располагает. С руководством ЦСКА о своем будущем пока не разговаривал, но разговор такой, думаю, непременно состоится. Не сейчас - по ходу сезона или после его окончания. В конце года в любом случае необходимо будет вносить определенность в мою дальнейшую судьбу.
Мандрыкин: - У меня остался год контракта с ЦСКА. Возможно, отработаю его до конца. Но если вдруг появятся предложения, устраивающие и клуб, и меня, наверное, уйду. Это может произойти в летний период дозаявок, да и сейчас еще не поздно.
- Значит, через год вы ЦСКА покинете в любом случае?
Мандрыкин: - Никогда не говори "никогда". Вроде бы все к этому идет, но загадывать трудно. Продлевать контракт, чтобы и дальше сидеть на лавке, не стоит. С другой стороны, жизнь непредсказуема. Полагаю, через год будет виднее.
- В советском хоккее был такой вратарь - Александр Тыжных, который запомнился тем, что практически всю карьеру провел в качестве дублера знаменитого Владислава Третьяка, который играл практически без замен. Вы готовы к такой роли?
Габулов: - Подобная участь не по мне. Если сейчас сижу на лавке и терплю, то только ради будущего. Но оставаться вечно вторым меня не устраивает. Как бы то ни было, время в ЦСКА провожу не впустую. Работаю, многое для себя приобретаю и, надеюсь, прибавляю. Год-два потерпеть можно. Но не больше.
Мандрыкин: - Карьера Тыжных не прельщает. Разницы нет - второй или десятый вратарь. Главное - не первый. Если все будет оставаться так, как в последние два года, непременно уйду. Если бы сам никогда не был основным голкипером, не выигрывал титулов, не становился чемпионом и обладателем Кубка страны, не выступал за основной состав сборной - тогда, возможно, спокойно воспринимал бы нынешнее положение вещей. Но я ведь играл первым номером. И хочу стать им снова.
"САМ ТЕРПЕЛ - И ИМ ВЕЛЮ"
Естественно, нельзя было не поинтересоваться мнением о ситуации в армейской вратарской бригаде у ее тренера - Вячеслава Чанова.
- Проблемы вратарей у ЦСКА нет. А есть ли проблемы среди вратарей?
- Нет ни одного вратаря, который не хотел бы играть. Плюс, как уже говорил неоднократно, из плохих людей хороших вратарей не получается. Я по крайней мере таких не встречал. В нашем же микроколлективе из трех человек отношения прекрасные. Естественно, у каждого голкипера, как и у меня в свое время, должно сидеть внутри желание играть. Но это ни в коей мере не может отражаться на отношениях. У нас все стараются помогать друг другу.
- Хорошо ли иметь одного ярко выраженного лидера?
- Любой тренер желает получить лидера, за которым тянулись бы остальные. Можно добавить еще вот что: в моем понимании, в ЦСКА сильнейшая вратарская линия премьер-лиги. И у каждого из наших голкиперов есть свой конек. Моя задача - подготовить ребят так, чтобы они в любой момент могли продемонстрировать свои лучшие качества. А кого предпочтет Валерий Георгиевич, решать ему. Главный тренер выбор делает сам, но если у него возникают вопросы, консультируется со мной.
- Не комплексуют Мандрыкин с Габуловым по поводу своего статуса?
- Не замечал. Психологическое состояние подопечных тоже один из аспектов моей работы. Можно летать по углам, выбивать мячи, вовремя успевать на выходах, но если ты не готов психологически, все это бесполезно. Понимаю Веню и Володю: каждый из них хочет быть первым. Но комплексов нет и в помине. В любой момент они могут достойно заменить Игоря и друг друга.
- А как бы вы поступили на месте ребят?
- Я сам десять лет провел в запасе: сидел за Дегтяревым в донецком "Шахтере". Веня с Володей, можно сказать, повторяют мою историю. Причем в точности - юношеская сборная, молодежная, вторая, олимпийская... А за клуб не играл. Но в 26 лет с позиции второго вратаря перешел в "Торпедо" - и два года спустя стал лучшим голкипером страны! Вратарь наполовину соткан из терпения. Главное - не опускать рук, продолжать работать. Иначе пиши пропало. Но и в Вене, и в Володе, что самое приятное, живет вера: они должны быть первыми. Не могут, а должны!
- Скажите откровенно: в данный момент они ведь не могут вытеснить Акинфеева, если только тот вдруг ни с того ни с сего не задурит. Так?
- Во-первых, не думаю, что Игорь "задурит", а во-вторых, наличие конкуренции вполне естественно. Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. И ребята каждый раз вступают в сезон с одним намерением - доказать, что могут занять место первого номера команды и тем самым подтвердить, что они вратари высокого класса. В чем лично у меня сомнений нет.
- В последнее время стали появляться слухи об интересе к Акинфееву со стороны "Арсенала", "Шальке", "Милана". Если в клуб поступит серьезное предложение, стоит, по-вашему, Игорю уезжать?
- Мое мнение: рано. Он молодой человек, который, если взять чисто физиологические процессы, еще мужает. Да и стабильность приходит, когда человек полностью окрепнет. На мой взгляд, ему еще как минимум года два-три нужно поиграть в России.
- Ваш прогноз на развитие кадровой ситуации во вратарской линии?
- Все, что касается кадров, не в моей компетенции. Моя задача - готовить вратарей. И не только в главной команде, но и следить за пополнением, подтягивать голкиперов из дубля. У нас в клубе выстроена четкая вертикаль: помимо меня есть тренеры вратарей в резервной команде и сразу трое - в детской школе, чего, насколько мне известно, нет нигде. Словом, с точки зрения подготовки голкиперов наша школа работает достаточно продуктивно. Так что за будущее вратарской позиции в ЦСКА волноваться не стоит.