Один из сильнейших защитников в истории отечественного футбола Вагиз Хидиятуллин в интервью «Спортфакту» - о линии обороны сборной России, которая готовится к чемпионату Европы.
— Согласны с тем, что оборона – самая серьезная головная боль для главного тренера сборной?
— Для этого есть статистика. Давайте возьмем цифры и посмотрим, кто сыграл больше всех матчей. И вообще – кто играл, а кто только числился. Если исключить случаи травм и дисквалификаций, очень мало вариантов. Выбор не то что ограниченный – Слуцкому деваться некуда. Играют действительно лучшие, тем более что в РФПЛ слишком много защитников-иностранцев. Какой протокол ни глянешь – кругом одни легионеры.
— Классический вопрос: альтернатива Березуцким и Игнашевичу хотя бы в теории существует?
— Конечно, нет. Это однозначно. По уровню и опыту никто даже рядом с ними не стоит, любой футбольный человек это подтвердит. Кого Слуцкий должен в центр ставить? Семенова с Васиным? Мы похожие варианты с Австрией уже проходили. Кроме того, Слуцкий верит в своих, и это правильно. Он с ними огонь, воду и медные трубы прошел, чего ему бросаться в эксперименты? А если учесть еще, кто у сборной в воротах, вопрос отпадает на все сто процентов.
Самое главное – чтобы травм не было, они часто случаются в самый неподходящий момент, перед большими событиями. Чтобы здоровые все были и эмоционально заряженные.
— Но внутри канонической тройки центральных варианты быть могут?
— Два Березуцких?
— Или Алексей Березуцкий с Игнашевичем…
— Я за классику: Вася плюс Игнашевич. Игнашевич – это вообще отдельная история. Это спокойствие, уверенность и все остальное, что бы про него ни талдычили иногда. Все мы прекрасно понимаем: и у него скорость уже не та, и вокруг скорости другие, но никого рядом с Сережей по уровню нет, ребята, что тут поделать? Я к Игнашевичу отношусь с очень большим уважением. Рекорды просто так не бьются: он футболу всего себя отдает, а футбол ему отвечает благодарностью. Сергей разве виноват, что до 40 доиграл, а рядом никто не вырос? На Игнашевича, наоборот, молиться надо, верить в то, что еще поиграет.
— Все и верят, но до ровно того момента, пока его кто-нибудь из форвардов на скорости не сделает.
— Тут ничего не поделаешь. Мимо меня Радимов однажды просквозил как поезд мимо нищего – и стало понятно, что мое время ушло. Я подумал: сколько это можно терпеть? И закончил.
— По фланговым защитникам у Леонида Слуцкого выбор шире?
— Он тоже относительный, но все-таки есть. Никто не думал, например, что заиграет Кузьмин, а он заиграл. Но у него, на мой взгляд, определенный недостаток мастерства, случаются эпизоды, которые он проваливает, как в недавнем матче с французами: раз-два – и нет у нас защитника. А то, что со стороны может показаться мелочью, часто решает исход поединка.
По Смольникову, думаю, особых вопросов нет. Постоянно играет в клубе, продолжая традиции Анюкова, всегда активен впереди, бровку окучивает в каждом матче. Слева мне больше импонирует Жирков, хотя защищается он хуже, чем атакует. И к Комбарову, кстати, это тоже относится: в отборе оба часто сыпятся. В этом смысле Смольников и Кузьмин поинтереснее. Первый – за счет скорости, второй – за счет опыта. Но даже самый современный защитник должен в первую очередь играть от амплуа. То есть сзади, в обороне. Защитник должен делать ноль на табло, вот его главная задача. Все остальное – по ситуации, включая дополнительную активность по тренерскому заданию.
— Щенникова в составе сборной рассматриваете?
— Почему нет? В ЦСКА у него хорошая практика, он партнеров чувствует, а когда вся линия сыгранная – это большой плюс. Щенников – один из реальных вариантов, думаю. Человек в обойме.
— Основные козыри и недостатки линии обороны сборной России?
— В общем, я уже дал ответ. В плюс – активная поддержка атаки по флангам, в минус – некоторые проблемы в разрушении. Один в один, в отборе, только Смольников, мне кажется, более или менее в порядке. А если защитник не справляется с соперником один в один – все, фора. Если ты даешь ему принять мяч и поднять голову – ты уже проиграл. Сейчас такие скорости, что за полсекунды времени можно решить все: отдать, обострить, забить.
— Последний вопрос из разряда наивных, но в нем есть смысл. Вот если взять линию обороны сборной СССР, в которой играли вы, и нынешнюю – в чью пользу будет сравнение?
— Сравнение будет в пользу некорректности. Давайте еще вспомним Масленкина, Шестернева, Хурцилаву, Дзодзуашвили. Я знаю одно: футбол на месте не стоит, он развивается и ускоряется. Но в плане коллективности действий не изменилось ничего. Лобановский учил нас играть именно в такой футбол – в коллективный. Кроме того, у всех, кого звали играть за сборную СССР, было еще одно сильнейшее качество: мы любили свою страну, гордились ей, готовы были за флаг и герб всех порвать. У нас был стержень, была идея.