В преддверии старта Евро-2016 pfc-cska.com рассказывает об истории участия представителей армейского клуба в континентальных первенствах.
Первый в истории Кубок Европы был проведён в 1960 году, и в квалификации участвовали всего 17 сборных. К примеру, Западная Германия, Италия, Англия и Нидерланды не заявлялись в отборочный турнир.
В квалификации СССР обыграл Венгрию, примечательно, что именно советский футболист забил первый гол в истории этого соревнования. Несмотря на то, что до первого раунда шёл предварительный, в котором играли Чехословакия и Ирландия, матч СССР — Венгрия был сыгран раньше. Анатолий Ильин вошёл в историю, забив уже на четвёртой минуте, а общий счёт по итогам двухматчевого противостояния был 4:1.
Испанию наши футболисты прошли без боя после того, как та снялась с соревнований, отказавшись ехать в Советский Союз по политическим причинам.
В финальном турнире участвовали всего четыре команды. 6 июля советская сборная без проблем обыграла чехословаков (3:0), а четыре дня спустя оказалась сильнее югославов: победный гол в дополнительное время забил Виктор Понедельник, принеся СССР золотые медали.
В составе сборной во Франции был игрок ЦСКА Герман Апухтин. Впрочем, Герман Николаевич, проведший всего пять встреч за СССР, не участвовал ни в финальном турнире, ни в отборочных раундах.
1964
Следующий Кубок Европы прошёл по прежнему формату: после нескольких отборочных стадий в финальный турнир, который проводился в Испании, вышли четыре команды.
В полуфинале Дания была обыграна сборной Союза с тем же крупным счётом, что и чехословаки в 1960-м, а вот финал вновь получился крайне сложным. Играть предстояло с хозяевами турнира, которым даже потребовалось специальное разрешение от генерала Франко, чтобы выйти на этот матч. Встреча прошла на стадионе «Сантьяго Бернабеу» в присутствии 79 тысяч зрителей.
В стартовом составе, как и на отборочные матчи, вышел защитник ЦСКА Альберт Шестернёв — единственный представитель армейцев на этом крупном форуме. Команды обменялись быстрыми голами: на 6-й минуте забил Хесус Переда, но уже на 8-й счет сравнял Галимзян Хусаинов. После этого защита во главе с Шестернёвым долго справлялась с атаками испанцев, но на заключительных минутах оборона всё-таки надломилась: Луис Суарес отдал мяч Переде, который выполнил навес в центр, и Марселино головой забил Льву Яшину.
1968
Третья подряд путевка на чемпионат Европы советской команды была добыта тяжелее, чем предыдущие две. Если групповой отборочный этап СССР прошёл без проблем, в шести матчах одержав пять побед, то стыковое противостояние с Венграми было настоящим триллером. Матч в Будапеште завершился победой венгров со счётом 2:0, и судьба путёвки на Евро-1968 решалась в ответном матче, который собрал в Лужниках 91 тысячу зрителей. СССР нужна была победа со счётом 3:0 — именно такой результат и был зафиксирован.
В Италию впервые в составе сборной на континентальное первенство отправилась внушительная делегация ЦСКА. Помимо капитана Альберта Шестернёва, Михаил Якушин вызвал вратаря Юрия Пшеничникова и трёх защитников: Валентина Афонина, Юрия Истомина и Владимира Капличного.
Таким образом, вся оборона была составлена из игроков ЦСКА. К слову, ещё в ответном матче с Венгрией армейская защита показала себя во всей красе, отработав «на ноль».
В полуфинале СССР встречался со сборной Италии, которую выбил в отборочном раунде Евро-1964, а спустя два года обыграл на групповой стадии чемпионата мира-1966, не позволив выйти в плей-офф.
Матч проходил в плохую погоду и не изобиловал опасными моментами. После удара Шестернёва ворота спас голкипер Дино Дзофф, как и после двух ударов Александра Ленева, а уже в дополнительное время Анджело Доменгини попал в штангу. Голов так забито и не было, и по правилам того времени, которые сейчас кажутся невероятными, финалист определялся простым подбрасыванием монетки главным судьёй.
Выбирать сторону монеты должен был Шестернёв, однако по необъяснимым причинам (видимо, вследствие полнейшего физического и морального истощения) легендарный армеец не нашел в себе сил отреагировать на призыв судьи. И тогда это сделал Джачинто Факкетти. Капитану итальянцев улыбнулась удача.
Этот случай так и остался единственным на турнирах столь высокого уровня, когда для определения исхода матча пришлось бросать жребий.