Впервые в этом году ЦСКА не смог забить в двух официальных матчах кряду – «Зениту» в Суперкубке и вчера «Анжи». Этому казусу есть несколько объяснений, и одно из них – появление нового центрального нападающего.
Новый форвард, которому надо сыграться с партнерами, – это еще полбеды. Проблема глубже. Новичок являет собой тот типаж нападающих, от которых ЦСКА давно отвык. Последним таким, и то с оговорками, был Нецид. После чеха в команде играли многофункциональные исполнители группы атаки (исключение, опять же с оговорками, – Думбия), которые были звеньями одной комбинационной цепи, а не классическими наконечниками, охраняющими штрафную площадь.
Например, предыдущий основной форвард, Муса, был внедрен в коллективную игру наравне со всеми остальными атакующими исполнителями. Выделялся он только тем, что чаще выходил на ударную позицию, поскольку был номинальным нападающим. Его козыри – прекрасная скорость, умение находить и использовать коридоры – органично дополняли общий атакующий фон. Все подчинялись одному стилю: осада штрафной площади, мелкий пас с обязательным проникновением и финальным ударом.
Траоре по своему функционалу сильно отличается от Мусы. Он не так подвижен, хотя довольно пластичен для своих габаритов. Рост у него такой, что команда не имеет права его не использовать. Отказ от верховых передач, когда у тебя на острие маячит великан, есть тактическое преступление. Загвоздка в том, что верховые передачи, в сущности, противоречат армейскому стилю, культивируемому последние три-четыре года. Возникает дилемма: или игнорировать рост Траоре и играть по своему шаблону, или не игнорировать и менять свой стиль.
Пока, если судить по сборам и двум официальным матчам, ЦСКА не выбрал ни первое, ни второе. Он решил найти золотую середину, соблюсти некий баланс. Игнорировать антропометрические достоинства новобранца нельзя – это и вправду преступление. Но еще большее преступление – ломать комбинационную игру, исправно приносящую результат. Мы, конечно, замечаем твой, Ласина, рост, но и ты давай-ка тоже адаптируйся к нашему футболу. Мы должны идти навстречу друг другу. Только так найдем общий язык.
Они и идут навстречу. И общий язык, кажется, находят. Но не все сразу. В провальном матче с «Зенитом» наибольшее количество передач Траоре получил от Акинфеева (6), Тошича (5) и Щенников (5). Как-то совсем уж из глубины искали форварда партнеры. С «Анжи» было лучше: Вернблум (8), Еременко (6), Щенников (6). На голодном пайке, что важно, Траоре не сидит – получает мяч по 35 раз за игру. Это, скажем, в три раза больше, чем получил Кержаков за час игры с «Локомотивом».
Взаимодействия Траоре с командой в матче с «Зенитом»
Меняется ли стиль ЦСКА? В двух последних матчах с Мусой красно-синие выполнили 12 навесов (точность – 0%). В двух первых матчах с Траоре – 21 (24%). Приносит ли это плоды? Как посмотреть. Траоре не забивает, но голевые моменты имеет стабильно. Вчера, например, мог забить трижды. А раз есть моменты, значит, положение небезнадежно. Нападающий, каким бы он ни был, более-менее встроен в игру: свои место, функции, маневры знает, позицию чувствует, чутьем обладает. Дело за малым – реализацией.
Моменты свои, кстати, Траоре имеет вовсе не на «втором этаже». И вообще есть все основания задаться вопросом: а надо ли ЦСКА идти навстречу нападающему, то есть менять, пусть и незначительно, свою комбинационную игру? Парадокс в том, что Траоре ужасно (пока) играет в воздухе. Вчера он выиграл всего 26% верховых единоборств. А средний показатель в двух официальных матчах составил 30%. У Мусы было немногим меньше. Но так Муса на 27 сантиметров ниже.
Все единоборства Траоре в матче с «Анжи»
Для понимания, вот показатели выигранных верховых единоборств у нападающих ростом за 190 см.
Александр Бухаров («Ростов») – 47%
Артем Дзюба («Зенит») – 45%
Зе Луиш («Спартак») – 44%
Александр Ерохин («Урал»/Ростов) – 43%
Игорь Портнягин («Рубин») – 42%
Для хорошей игры головой необходимо: рост, прыжок, выбор позиции. С ростом у Траоре все более чем в порядке – он выше всех перечисленных. А вот в прыжковой части все немного грустно. Это повод для тренерского штаба задуматься: может быть, стоит использовать другие сильные стороны нападающего, например, ту же пластичность, а «воздух» оставить как факультатив – искать его такими передачами только в случае безысходности. Так, словом, и было в матче с «Зенитом» – Ласина боролся вверху 27 раз. Против «Анжи», когда более-менее получилась фирменная комбинационная игра, – всего 16.
Выводы такие.
1. Проблема центрфорварда в ЦСКА все-таки есть. Но проблема эта решаема. Траоре вписывается в командную игру, но выпадает из комбинаций. Такой культуры паса и такого видения поля, как у позднего Мусы, у него нет. Тем не менее функции нападающего, главная из которых – угроза воротам, он выполняет.
2. Революции в комбинационной игре (стиле) ЦСКА не будет. И вообще это несусветная глупость – менять стиль из-за одного-двух новичков.
3. Траоре будет и дальше выходить в стартовом составе. Во-первых, больше некому (молодежи не будет, не в этом клубе). Во-вторых, другие варианты (например, перевод на острие атаки Тошича или Еременко, что уже бывало на сборах) куда рискованнее.
Скоро великан забьет, дождитесь.