Как уйти из фанатского движения и стать буддистом и вегетарианцем, но исполнить мечту и разрисовать новый стадион ЦСКА.
Строительство нового стадиона ЦСКА на Песчаной улице наконец близко к завершению. Рабочие занимаются отделкой нового дома «армейцев»: красят, лакируют, ровняют газон и моют стёкла. Рядом с ними — три человека в шортах и кедах на высокой туре, с баллонами краски и громкой колонкой, совсем не похожие на строителей.
Андрей Чередниченко, известный среди болельщиков как Анте, больше четырёх лет был главным художником фанатского движения ЦСКА. Он автор таких известных «армейских» баннеров, как «изгоняющий дьявола» на ЦСКА — "МЮ" или «Warning! CSKA is here».
— Есть финансовая сторона работы, — рассказывает Андрей. — В отличие от «Спартака», у фанатов ЦСКА сбор денег — честный, клуб никогда не давал нам денег на перформанс. Есть общак, например коробочка в КЛС ЦСКА «на суппорт». Кроме того, поддерживают зажиточные фанаты команды, у которых есть свой бизнес. На эти деньги закупается самая дешёвая ткань, подкладочная. Перед тем как рисовать, рулоны по полтора метра сшиваются: отдавали в ателье, когда были лишние деньги, но не было рук, но всегда старались сделать это сами, по ночам на машинке. Этот огромный тяжёлый кусок ткани перевозили на машине в то место, где и рисовали, например — сельскохозяйственный ангар в Подмосковье. Там по полу было раскидано очень много овса, которое потом сыпалось на людей, держащих баннер на трибуне стадиона. Даже трактор иногда стоял в углу. Летом в этом ангаре было в два раза жарче, чем на улице, зимой — наоборот. Бывало, что ночевали там несколько дней подряд, питались хлебом с майонезом. Там мы могли лечь только в бане, единственном мягком месте. Просыпаешься — а по твоей ноге ползёт крыса. Бодрит лучше, чем утренний кофе.
Что касается поиска идей, у нас была группа, назовём её креативной, мы собирались и придумывали что-то. Когда в очередной раз зашли в тупик насчёт надписей на баннерах, открыли для себя словарь синонимов (смеётся). Дальше делается эскиз, под него — размер «тряпки» (баннера. — Прим. «Чемпионата»), затем баннер раскладывается, насколько это возможно, разлиновывается по сетке, а изображение переводится по квадратам. Большие куски я давал заливать ребятам из фанатского движения, остальное, более сложное, делал сам
Некоторые нарисованные баннеры выглядят как гараж-«ракушка». Либо искали большую машину, либо везли уже на такси. Голова уже не соображает после нескольких дней без сна. Кстати, часто у тех, кто мне помогал, не было респираторов. Многие блевали после того, как несколького дней дышали краской, и себе здоровье попортили. Вообще, те, кто был активным участником движения, на самом деле жертвовали собой. Не то что сами никаких денег с этого не имели, но и очень много своих средств, времени и души вкладывали.
К 21 году Андрей уже закончил художественную школу, специализированные колледж и институт и ударился в религию — буддизм, тогда же осознав, что активный фанатизм, так или иначе сопряжённый с насилием, не для него. Перестал есть мясо, но с искусством не порвал.
— Обратно звали долго, и спустя года полтора-два я и моя будущая жена Ольга нарисовали баннер за один день, который должен был растянуться на дерби в Лужниках, но был показан только на «Петровском». Кстати, вообще всегда была достаточно большая проблема с растягиванием баннера. Я всегда прорисовывал очень щепетильно все складки и волоски, например на баннере «Связанные одной целью, скованные одной цепью». Он должен был быть горизонтальным, но края поползли вверх в эйфории болельщиков под гимн Лиги чемпионов.
А вот тем чтобы пронести баннер на стадион, занимался не я. Мы всегда дорисовывали всё в ночь перед матчем, и у меня не хватало времени нормально выспаться. Было даже такое, что мне снится, будто бы я встаю, готовлю завтрак, включаю телевизор, а там идёт трансляция матча, для которого мы рисовали. С центральной трибуны наблюдать за перформансом — непередаваемые ощущения, мой любимый — «Warning, CSKA is here». Вообще, это фотография с известного события между ЦСКА и «Спартаком» на «Улице 1905 года», сделанная на три мегапикселя мобильного телефона, размытое и размазанное. Другой крутой баннер был на матче ЦСКА — «МЮ»: изгоняющий бесов Данко, который вырывает у себя сердце (люди стояли со стробоскопами под баннером).
Андрей рисовал не только баннеры, но и занимался граффити. Пять лет назад компания «Молотов», производящая краску, организовала единственный в России и СНГ конкурс ультрас-граффити. В тройку лучших работ попала «армейская» стена авторства Андрея, работа известнейшего художника-фаната московского «Торпедо» Михаила по кличке Тетрадь на стадионе имени Стрельцова и граффити болельщиков не самого известного клуба по хоккею с мячом из Норильска.
— Сначала проводилось интернет-голосование, а вторым этапом — жюри, где сидел в том числе и Миша Тетрадь. Он мог проголосовать за работу дружественных спартаковцев или за любое другое граффити, но выбрал мою, которая благодаря ему и победила. Очень приятно. Потом эта моя работа висела «репродукцией» рядом с небольшими баннерами, с ней делали то ли кружки, то ли чашки.
Теперь Андрей вместе с небольшой командой, состоящей из жены и одного из лучших художника граффити, занимается росписью стен на заказ.
— Я интересовался росписью стен родного стадиона, ещё когда закладывался первый камень. Потом пытался держать руку на пульсе, но стройка несколько раз замораживалась. Ушёл из движения, но снова зачесался, когда увидел новости о засеянном газоне. Пытался найти контакты клуба через Пашу Корейца, которому расписывал квартиру и рисовал по трафарету ромбик на итальянском унитазе (смеётся), но быстрее всего мне помогли ребята из Red-Blue World.
В апреле мы договорились встретиться с кем-то из клуба, но я не ожидал, что сразу с Бабаевым. Я очень нервничал, а когда к Роману Юрьевичу зашёл Евгений Леннорович Гинер, сердце заколотилось в два раза сильнее. К тому моменту попросили накидать три-четыре эскиза — я сделал около 10 в разных стилях. Сразу всё понравилось, определились со стилем и с середины июля начали работать. Кстати, почти все эскизы я нарисовал уже во время медового месяца в Индии на компьютере фотографов, которые поехали с нами. Инициатива по выдвижению кандидатур исходила от клуба, а фото легенд помог найти архив ЦСКА, за что им большое спасибо. На пролётах центральных и гостевого секторов будут расположены: Игорь Акинфеев, Сергей Игнашевич, братья Березуцкие, Вагнер Лав, Всеволод Бобров, Михаил Ерёмин, Сергей Перхун, Павел Садырин, Григорий Федотов и Альберт Шестернёв. А рисунки на фанатской трибуне будут сделаны совместно с парнями из фанатского движения: стена шарфов, изображение неспокойного моря со штурмующими его ладьями, обозначающие фанатские коллективы, проход фанатов в Казани и перформанс Warriors в Лужниках. Мы закончим уже скоро, а там, надеемся, и стадион откроется!