Обозреватель Sovsport.ru Михаил Борзыкин сравнивает двух лучших правых защитников премьер-лиги и кандидатов в национальную команду.
С сегодняшнего дня защитник ЦСКА Марио Фернандес не является легионером. Выступать за сборную России он сможет с мая будущего года, когда срок его проживания в нашей стране достигнет пяти лет. Или раньше, если, как обещает наш наимудрейший министр Виталий Мутко, удастся договориться с ФИФА. Так или иначе, встречай новобранца, сборная! Тебе никакие лимиты не писаны. Все в твоих интересах. Так и живем: сборная – по одним законам, клубы – по другим. И ничего понять не можем.
Свежая новость, должно быть, расстроила Игоря Смольникова. С Фернандесом он теперь будет конкурировать не только за звание лучшего правого защитника чемпионата, но и за место в сборной России. И пока, что занятно, конкуренцию выигрывает бразилец. Именно он, а не Смольников, получил вызов на первый сбор национальной команды под руководством Станислава Черчесова. Играть не мог. Но мог тренироваться, обживаться, привыкать к новым партнерам с непонятной речью. В этих целях и был приглашен.
Может быть, Черчесова не устроила тогдашняя форма Смольникова. Еще был свеж в памяти Евро-2016, где Игорь стал рекордсменом по количеству голевых ошибок (3). А вообще причин может быть много. Но главная – нас продолжают готовить к новому курсу на натурализацию. Черчесовское решение из той же серии, что и вызов в сборную далеко не самого лучшего вратаря Маринато Гилерме в марте, и срочное вручение гражданства Роману Нойштедтеру в мае. И есть большие сомнения, что все эти решения – тренерские.
Кто сильнее – Смольников или Фернандес? Я бы поставил между ними знак равенства. Когда Игорь в форме, Марио он ни в чем не уступает. Разве что старше на три года. Вообще это не просто равные по силе фланговые защитники. У них еще и одинаковый функционал. Оба атаковать любят больше, чем обороняться; оба блестяще проникают в штрафную площадь соперника; оба способны играть латералей, то есть полностью покрывать фланг. Современные бровочники со скоростью, дриблингом и культурой паса.
Отличия есть тоже. Но они, скорее, отражают тактику команд, в которых играют эти славные парни. Например, Смольников намного чаще работает с мячом. А все потому, что в «Зените», как и в большинстве клубов, применяется выход из обороны в атаку через правый фланг. В ЦСКА он применяется тоже, но реже, больше через центр. И в остроте Смольников превосходит Фернандеса – в среднем 7 передач в штрафную против 4. К слову, в прошлом туре Игорь стал лучшим игроком по количеству острых передач – 8.
Это если говорить об атакующей игре. В защите оба играют с переменным успехом. Не эталон оборонительного искусства. Случаются и грубые ошибки. Как у Смольникова на Евро-2016. Впрочем, из-за травмы Игорь пропустил зимнюю предсезонку, в связи с чем завалил весенний отрезок чемпионата. Форму так и не набрал. И, наверное, не стоит судить его за игру на турнире, который никак не получается забыть. Там больше вопросов к тренерскому штабу, который зачем-то ставил в состав очевидно неготового защитника.
Если Смольников круче в остроте, то Фернандес – в черновой работе. Он примерно в полтора раза чаще вступает в единоборства, почти в три раза – в верховые дуэли и в три – в отбор мяча. В условиях плотной игры чувствует себя намного комфортнее. Смольников же любит простор – и вдоль бровки, и в сторону штрафной площади. Получает желаемое – показывает сумасшедшую игру. А нет – бывает, что и теряется. Нестабильность, однако, свойственна и Фернандесу. Оба на длинной дистанции больше играют вспышками.
Если говорить только о футболе, абстрагируясь от всего остального, то Фернандес – однозначно усиление. Правый фланг теперь укомплектован так, как ни одна другая позиция в сборной. Конкуренция опять же – она еще никому не вредила. Остальные правые защитники – Шишкин, Живоглядов, Тишкин, Ещенко, Калешин – или заметно уступают им в классе, или, как двое последних, уже в возрасте.
Ждем дебюта Фернандеса. А заодно и следующего пополнения. Думается, ждать придется недолго. Ура, товарищи!