Популярный британский футбольный журнал FourFourTwo включил эмблему московского ЦСКА в топ-10 лучших в мире. О тех достойных, кто опередил армейцев, мы еще расскажем. А пока – о том длинном пути, который проделал логотип ЦСКА от значка ОЛЛС до современного вида.
Изначальная связь ЦСКА с армией предрешила огромное количество смен названий, а вместе с ними и эмблем клуба. Началось все, как в самом клубе ныне принято считать, с «Общества любителей лыжного спорта», в рамках которого в 1910 году была образована футбольная секция. А в 1911 году футболисты провели свой первый матч на первенство Москвы.
Общей клубной эмблемой у ОЛЛС был значок «лыжника» с названием клуба по четырем сторонам и годом основания внизу. Но так как вышивать такую эмблему на форме было чертовски трудно, для футболистов была выбрана круглая – со вписанными на мотив эмблем «Интера» и «Реала» буквами «О», «Л», «Л» и «С».
После прихода советской власти старые спортивные клубы были расформированы, и на базе ОЛЛС была основана Опытно-показательная площадка Всевобуча или ОППВ, который оказался подчинен Красной Армии. Соответственно, вслед за сменой названия последовала и первая смена логотипа. Обошлись без оригинальных идей, обойдясь буквами названия и красной звездой. Круг здесь – не что иное, как «О», ну а две «П» и «В» вы и сами найдете.
Несмотря на то, что впервые на логотипе ЦСКА появляется сочетание красного и синего цветов, они не являются на тот момент клубными. Футболисты играют в темно-синих футболках и белых трусах. Так продолжается до 1939 года. Но до того момента главный символ клуба меняется вновь. В день 10-летия Красной Армии в Москве открывается Центральный Дом Красной Армии, при котором организовывается спортивный отдел, и которому переподчиняется ОППВ. Команда получает название ЦДКА и новую эмблему, основанную на аббревиатуре СК (спортивный клуб) ЦДКА.
Следующая «косметическая» смена эмблемы последовала уже после Второй мировой войны. Красная Армия превратилась в Советскую, ЦДКА – в ЦДСА, а в логотипе команды букву «К» сменила «С». Под этим названием команда была расформирована после приснопамятного поражения на Олимпиаде-52 от Югославии (5:5, 1:3).
Впервые узнаваемую для современных болельщиков эмблему в виде щита команда получила уже в 1960-м году. Как водится, с новым названием – Центральный Спортивный Клуб Армии. Верхнюю часть «щита» украшали «зубцы» кремлевской стены, которые символизировали безопасность страны, которую обеспечивала армия, на «щите» была изображена кремлевская звезда и неумело, прямо скажем, вписанные буквы названия клуба, а сам логотип был оформлен в фирменных красных и синих цветах. Такой эмблема просуществовала еще пять лет.
Еще более близкими к современному виду были три эмблемы, которые уложились в период с 1966-го по 1995-й год. Разделять их не имеет смысла, так как, по сути, менялось лишь цветовое оформление, но проигнорировать их невозможно, ибо впервые над «щитом» появилась красная звезда с серпом и молотом, а на «щите» - легендарная «лесенка» из букв аббревиатуры ЦСКА, ставшая визитной карточкой всех армейских команд и одним из самых узнаваемых отечественных брендов. Уже в новейшей истории России, ставшие частными баскетбольный, хоккейный и футбольный ЦСКА отказались от «лесенки», чем расстроили множество своих старых болельщиков, а «старая» эмблема осталась только у большого ЦСКА.
По-настоящему глубокий смысл герб ЦСКА приобрел уже в 1989 году. Вокруг «щита» с названием появились лавровый и дубовый венки. Первый символизирует победу и славу, а второй – силу, стойкость и храбрость. При этом красная звезда лишилась серпа и молота – страна активно уходила от коммунистических символов, и, видимо, оставлять их на эмблеме в руководстве клуба посчитали неуместным.
Уже в новейшей истории России, в 1998 году, герб ЦСКА лишился «лесенки» и получил футбольный мяч на зеленом фоне. Конечно же, предполагалось, что этот фон будет определять футбольное «происхождение» эмблемы, однако болельщики команды усмотрели в нем цвет ислама – в то время президентом команды был чеченский предприниматель Шахруди Дадаханов. «Снос» «лесенки» же и вовсе был расценен, как атака на традиции. И только локальные успехи команды имени Олега Долматова отвлекли общественность от символики.
Наконец, последний ребрендинг эмблеме ЦСКА устроил самый успешный руководитель клуба в его истории Евгений Гинер. Он заявил, что дизайн логотипа давно устарел и его необходимо сделать более европейским. Сказано – сделано. «Исламский» зеленый цвет на щите заменил красно-синий полосатый фон на мотив игровых футболок команды, название стало больше, а лавровый и дубовые венки украсили ленты с годами основания клуба и аббревиатурой ПФК (профессиональный футбольный клуб). При этом мяч и звезда остались на своем месте. Прямо скажем, восторга у консервативной публики, коей являются футбольные болельщики, редизайн не вызвал, но время все расставило по местам, и обновленный герб прижился.