Новый тренер приучает ЦСКА обороняться без Акинфеева, а атаковать — без Дзагоева. Колонка комментатора «Матч ТВ» Романа Трушечкина.
Для погони за лидерами чемпионата России ЦСКА мобилизует внутренние резервы так, как этого не делает больше никто. Основной состав получил крупную и продолжительную молодежную инъекцию: на второй сбор решено взять почти всех дублеров, которых смотрели на первом. Главный тренер на своей первой пресс-конференции дважды возвращался к теме трудности усиления зимой, подталкивая к мысли, что новичков в ЦСКА ждут только к лету. Наигрывается состав, в котором только максимум три позиции займут легионеры. Значит, ЦСКА, когда будет селекционно и финансово готов к этому, сможет переварить целую группу иностранных новичков.
Но меняться команде необходимо. У нее новый тренер и новая, не слишком привычная задача в турнире: гнаться за кем-то, будучи даже не первой в числе догоняющих. Все это — объективные предпосылки перемен.
И Гончаренко, который пришел работать в команду, построенную по доверительной и тесной семейной модели, придумал для футболистов игру в новые роли. Это должно освежить их чувства.
Основной вратарь вернется на работу только во время третьего сбора — это создает у пары Чепчугов — Помазун ощущение собственной необходимости прямо сейчас. Сергей, вероятно, уже привык работать, не задумываясь о завтрашнем дне, когда он гарантированно переместится из ворот на обжитую скамейку. Но сейчас в нем должно жить ощущение серьезного доверия со стороны команды, потому что Игоря нет в их общей работе по-настоящему долго. В лиге есть стабильный спрос на российских вратарей, которые держат себя в хорошем тонусе, и о своем существовании миру полезно напоминать.
Говоря о нужности нескольких схем, тренер Гончаренко все-таки отталкивается от расстановки с тремя центральными защитниками. В ней получают практику Алексей Березуцкий и Набабкин — рядом с игроком, для которого новая схема означает еще и глобально новую роль в команде.
Это Сергей Игнашевич. В двух сыгранных контрольных матчах — с польским «Пястом» и датским «Хорсенсом» — Игнашевич вступил в общей сложности всего в 13 единоборств. Для сравнения: Виктор Васин рядом с ним сделал эту сумму за одну только последнюю игру. При этом Игнашевич отдал в матче с «Пястом» 11 передач Федору Чалову, первому нападающему команды. И чаще Игнашевича в этой игре ему никто не пасовал. В матче с «Хорсенсом» центральный защитник снова стал основным снабженцем центрального нападающего: 10 передач. Вот и новая роль для Игнашевича — не пенсия, а Пирло.
Он ведь еще и много пасует на новых фланговых игроков команды. В игре с поляками Игнашевич чаще всех снабжал мячом Миланова, закрывающего теперь всю левую бровку: 9 передач. При этом сам Сергей играл в тройке защитников ближе к левому краю. Против датчан эту позицию занял уже Васин, но Миланов принял от него только 5 мячей, в то время как от перемещенного к центру тройки Игнашевича — целых 11. Новое позиционирование распасовщика Игнашевича позволило ему отдать 10 передач и на правый фланг, самому яркому игроку матча Марио Фернандесу.
Пока ЦСКА в новой расстановке, которая предполагает размещение четверых самых быстрых игроков (Ионов, Фернандес, Чалов и Ионов) на флангах и в нападении, смотрится живо и компактно. Но эта игра в быстрый пас из глубины или через быстрый прорыв по краю определяет новую роль и игрокам центра поля.
Треугольник Вернблум-Головин-Дзагоев ведет борьбу, но не ведет игру команды. Новый ЦСКА практически исключает изящество включений Головина в атаку, с чего Александр и начинал свою жизнь во взрослом составе. Да, его будни наступили еще при Слуцком. Головин стал одним из лидеров команды по количеству единоборств и нарушений. Мало что изменилось и для Вернблума. А вот Алан Дзагоев, вписываясь в новый футбол Гончаренко, пока не может играть в нем такую роль, к которой все привыкли. Атаки организуются в других зонах, обостряющие передачи отдают в штрафную другие игроки. Возможно, ему еще не хватает готовности, он только вторую неделю тренируется в общей группе после травмы спины. Но все-таки от Алана потребуется показывать действительно яркий футбол, чтобы проявить себя в нынешних тактических границах.
Новый ЦСКА — это и новые нападающие. Чалов и Ионов, первый — на приеме, второй — на подхвате, но оба — с нацеленностью на гол, составили интересную пару. Она хорошо подходит под выбранную модель скоростного и маневренного футбола. Ионов в схему 3-5-2 может вписаться только как центральный нападающий, так что ему пришлось сосредоточиться на голах, а не на мыслях об удобстве иных расстановок. Получилось, он забивает. А Чалов, про которые едва ли не первые слова Гончаренко после назначения были скептические, нормально, по-взрослому бомбардирствует. Он использовал свой шанс зацепиться за взрослую команду при Слуцком, не отпустит своего и сейчас. Витиньо и Панченко, которые пока в уме, еще должны будут с этим Федором поспарринговать за свое место в составе.