В спарринге с «Викторией» из Пльзеня армейцы впервые за эту зиму не забили, но всё равно были интересны. Потому что не голы в нынешнем ЦСКА главное.
О том, что Виктор Гончаренко перевёл ЦСКА на 3-5-2, сегодня знают и школьник, и домохозяйка, и спартаковец. Но этой реформой интрига армейского межсезонья не исчерпана, а ровно наоборот – всего лишь приоткрыта. Потому что пока абсолютно неясно: а) персональное наполнение этих цифр и б) особенности игровой жизни внутри них. Контрольный матч с «Викторией» дал на этот счёт свежую порцию впечатлений.
Когда травмы – благо
Травмы, конечно, никаким благом быть не могут, потому что речь идёт о самом дорогом – здоровье людей. Правильней сказать, что благом становится вынужденно ограниченный выбор. Любое усложнение привычной диспозиции заставляет работать мозг, стимулирует творчество, открывает такие возможности развития, которые в привычных обстоятельствах были бы невозможны.
К каждому следующему спаррингу жизнь создаёт Виктору Гончаренко всё новые кадровые лимиты. В матче с«Викторией» травмы не дали играть Игорю Акинфееву, Василию Березуцкому, Зорану Тошичу, Бибрасу Натхо, Витинью, Аарону Оланаре, Фёдору Чалову. Семь потерь для и без того не самой широкой обоймы ЦСКА, безусловно, ощутимы. Но зато они заставили тренеров найти некоторым игрокам новые роли. И кто знает – возможно, эти пробы ещё крепко помогут ЦСКА в официальной части сезона.
Акцент налево
Не секрет, что левый край давно является в ЦСКА предметом внутреннего беспокойства. Клубу хочется, но не получается найти сюда исполнителя, близкого стилистикой и классом правофланговому Марио Фернандесу. Георгий Щенников не вполне оправдывал ожидания в формате четырёх защитников и в новой модели тоже сразу стал проигрывать конкуренцию Георгию Миланову.
Но вот сейчас обстоятельства вынудили Гончаренко поставить налево именно Щенникова. Трудно сказать, что говорилось на предматчевой установке, но не исключено, что тренер к тому же попросил команду больше работать левым флангом – с тем, чтобы Георгий был максимально вовлечён в игру по новой, пока чужой ему схеме. Как бы то ни было, 42-й номер ЦСКА в этот день выглядел далеко не безнадёжно.
Он и место частенько занимал такое, которое подобает скорее форварду, нежели защитнику. И лихо рвался в чужую штрафную. И с партнёрами моментами взаимодействовал впечатляюще. Разумеется, ни о каком совершенстве речи пока нет. Но по крайней мере стало ясно: вариант Щенникова не безнадёжен. И не исключено, что за предстоящий месяц вообще станет основным.
Юность Алана
Острый дефицит нападающих заставил Гончаренко двинуть вперёд Алана Дзагоева. Из опорной зоны, к которой он привык за последние сезоны, – сразу на самый передний рубеж, в амплуа второго форварда. Алан не мог не вспомнить 2008-й – первый свой год в большом футболе. Для полноты впечатлений не хватало разве что Вагнера Лава – Алексей Ионов пока нечастым мгновением напоминает бразильца.
Тренерское предложение помолодеть на девять лет стало для Дзагоева неожиданным. Поначалу он нередко по привычке глубоко опускался за мячом, но потом потихоньку освоился. В сумме нападающим Алан отыграл около часа: первый тайм и завершающие пятнадцать минут. Конечно, настаивать на полной адаптации к новой роли и в этом случае не получится.
Но некоторые эпизоды дали понять, что при развитии такого опыта возможны неожиданные и приятные для красно-синего лагеря открытия. По крайней мере, напарники по этой встрече,Алексей Ионов и Тимур Жамалетдинов, стилистически Дзагоеву вполне подходят: их скорость и его пас имеют очевидные перспективы сотрудничества.
Пока только фундамент
Если среди ценителей спаррингов есть такие, кому в первую очередь важен результат, их в матче с «Викторией» должен устроить показатель пропущенных мячей. Потому что ЦСКА вновь не пропустил – в четвёртый раз из четырёх возможных.
Армейская защита сегодня отличается от других линий: во-первых, стабильностью состава, во-вторых, знакомством с новой схемой. Да, трио защитников остаётся неизменным, хотя выбор оптимальных позиций идёт и здесь. В четверг центральным играл Сергей Игнашевич, справа – Виктор Васин, слева – Алексей Березуцкий. Но обеспечить должную надёжность на этапе спаррингов эти люди способны, пожалуй, в любом сочетании. Потому что с принципами игры в три защитника все они были знакомы раньше, до нынешней зимы, и это, кстати, наверняка стало одним из факторов, которые позволили Гончаренко решиться на перестройку.
Качество обороны – базовое условие при любой игровой реформе. Заниматься настройкой атаки можно, только если сзади порядок. Пока ветераны дают тренеру такую возможность. А созидательную механику армейцам ещё предстоит отладить. Здесь не обойтись локальными атакующими средствами, которых было достаточно в «Уфе», – здесь требуется разнообразие. И потому, что весной команде предстоит по большей части вскрывать чужие редуты (8 матчей из 13-ти будут для армейцев домашними). И просто потому, что это чемпион.
Конечно, за минувший месяц Гончаренко сделал немало. Но за следующий ему предстоит сделать ещё больше. Если, конечно, ЦСКА всерьёз настроен сохранить титул.