Примерно в одно время с новостью о продаже всех билетов на главный матч тура между "Спартаком" и "Зенитом", ЦСКА сообщил, что для того, чтобы попасть на главное дерби страны надо посетить два предыдущих домашних матча "армейцев". Rusfootball.info рассуждает о столь непопулярном решении и о клубной политике "красно-синих" в отношении болельщиков.
Тема работы отечественных руководителей в отношении продажи футбола зрителю является, мягко говоря, болезненной. Приглашать народ на стадионы у нас практически никто не умеет. Но будет неправдой заявить, как будто бы всё совсем плохо и воздеть в ужасе руки кверху. Менеджеры постепенно учатся. Планируют интересные акции, проводят на порядочном уровне встречи с командами, делают хорошие ролики. Только далеко не везде. Об этом "не везде", расположенном в столице и регулярном играющем в Лиге чемпионов, и хотелось бы сегодня поговорить.
ЦСКА страдает от низкой домашней посещаемости. По этому показателю они всего лишь пятые. Вдумайтесь - чемпион России, к которому практически каждый год приезжают лучшие команды мира, даже не в тройке. А сзади не так далеко расположились не выигрывавший чемпионат больше десяти лет "Локо", "Арсенал" (!) и "Ростов". Евгений Гинер отгрохал уютный и симпатичный стадион в Москве, но практически за целый сезон он ни разу не собрал аншлага. В этом не помог ни "Зенит", ни "Тоттенхэм", ни "Монако"...
Казалось бы, впереди "Спартак". Причём заклятый враг обновлен, мощен и претендует на "золото". Тут в любом случае зрители понесутся за билетами и расхватают их так быстро, что обзавидуются любые пирожки. Но, видимо, в случае "армейцев" без дополнительных преград не так приятен успех...
Сначала прошла информация о том, что купить билет на дерби, можно будет только предъявив два использованных, один с матча против "Ростова", другой с "Локомотива". Затем шокирующая новость сменилась менее угнетающей, но более запутанной. Зрители, посетившие две предыдущие домашние игры, получат лишь некое первоочередное право. Всё это вызвало споры и возмущения в сети. Хотя бы потому, что никто толком и не понял, как будет осуществляться продажа разовых билетов.
Казалось бы, можно было поступить чуть по-другому, профессиональнее и умнее. Просто предложить пакет на три игры со скидкой, если ЦСКА так хочет заполнить арену. Болельщики на такую акцию отреагировали бы совершенно иначе. Хотя бы не плевались в комментариях и со злобы не отказывали себе в поездке на игру. Но нет. Такой вот ход конём. Бессмысленный и беспощадный. Особенно интересно, как вести себя иногородним болельщикам, которые просто не могут регулярно мотаться на стадион.
И это далеко не первая история, из-за которой более чем успешный российский клуб хочется критиковать. "Армейцы" наоборот, приучили нас чаще хвалить и восхищаться. Скромным составом и убедительными достижениями, в недавнем прошлом потрясающей трансферной политикой, стабильным движением и минимумом грязных историй, типа скандалов внутри коллектива. Но многие клубные решения, связанные с болельщиками, вызывают чувство неловкости, а то и полноценного стыда.
С открытием нового стадиона изменился формат встречи с болельщиками. Теперь это выглядит не так убого (фотография из прошлого чуть ниже), как раньше, но чего-то замечательного всё равно не достаёт. Первая встреча на "Вэб-Арене" и вовсе мелькнула, словно игроки торопились на обед. Болельщикам просто заявили что-то вроде, вы и так достаточно пообщались с командой за межсезонье, до и после товарищеских матчей. Ещё, типа, увидимся...
Примерно в то же время клуб активно призывал своих болельщиков купить сезонный абонемент. Призывал крайне оригинально. Опять же, вместо каких-то вразумительных акций, хороших видеороликов "армейцы" пошли каким-то своим, странным и тернистым путём. В официальный инстаграм клуба заливались дикие видео, записанные на телефон, с "призывами" от футболистов. Просто взгляните, лишних комментариев не потребуется.
А потом ещё долго не могли наладить продажу абонементов через интернет. Просто интересно, как такое возможно в наши дни, когда практически каждый человек коротает время в сети и понимает, насколько удобнее сделать пару кликов, чем стоять в очереди.
Конечно, давний, преданный болельщик выдержит и это. Он стерпит и любые изменения цен и всё равно пойдёт на стадион, потому что команда успела стать частью его жизни. Но молодых, свежих зрителей, которые будут смотреть футбол (или нет) все следующие годы надо как-то привлечь, заинтересовать и показать, насколько у нас в клубе круто, какие шикарные условия мы сделали. Возможно раньше, когда не было стольких развлечений всего этого и не требовалось, народ шёл сам, но сегодня без грамотного маркетинга частный клуб просто не сможет плодотворно существовать.
И пока пресс-служба будет совершенно наплевательски относиться к своим обязанностям и даже не задумываться о том, что из игроков ЦСКА никто не вышел к журналистам, вряд ли что-то изменится.
Леонид Слуцкий говорил, что Россия не футбольная страна. И большинство с ним согласилось. Если мы хотим это исправить, футбол надо вплетать, вживлять всеми силами в нашу культуру. Работа пресс-служб один из инструментов в этом процессе. Это лицо клуба, повернутое к журналистам, которые занимаются тем же делом, и самое главное - к болельщикам. Евгению Гинеру следовало бы помнить об этом.
И напоследок, примеры реально хорошей работы.