Генеральный директор московского футбольного клуба ЦСКА Роман Бабаев в интервью корреспонденту Новости Армении – NEWS.am Вере Мартиросян рассказал о своих армянских корнях, о том, почему ЦСКА в свое время не приобрел Генриха Мхитаряна и какие шаги предпринимает клуб сейчас, чтобы поднять посещаемость своего нового стадиона.
Недавно на одном из российских спортивных сайтов появилась статья о самых влиятельных армянах в российском футболе. Оказалось – армян в российском футболе очень много. Не секрет, что у Вас тоже армянские корни. Откуда родом Ваша семья?
Мои родители армяне. Мы из Баку. Я жил в Армении. Ходил в школу им. Пушкина. Я знаю армянский, но из-за отсутствия практики, сейчас говорю с трудом, хотя понимаю прекрасно.
Когда в последний раз были Армении?
В 2000 году. Планирую в следующем году посетить. Я очень соскучился. Очень хорошо знаю Ереван. Долгое время жил в Бюракане. Будучи подростком гору Арагац всю излазил. Когда я жил в Армении, там был очень сложный период – холодные, темные годы. Но, несмотря на это, у меня остались очень теплые воспоминания. Как и от Нагорного Карабаха. Я в детстве был в Степанакерте и Шуши. У нас там родственники жили.
У президента ЦСКА Евгения Ленноровича Гинера ведь тоже есть армянские корни?
Да, он не скрывает, что в его жилах течет и армянская кровь. Часто бывает в Армении. У него очень много близких друзей-армян.
А как получилось, что в российском футболе так много армян?
Ну, не только в футболе. Исторически повелось, что армяне проявляли себя в различных сферах. Это заложено в народе - семья, образование и работа для любой армянской семьи - приоритет. У нас была непростая финансовая ситуация в семье – мама врач, папа инженер. Но они сделали все, чтобы я получил хорошее образование. Я окончил юридический факультет МГУ с красным дипломом. Армянские родители, стараются дать своим детям хорошее образование.
Следите за армянским футболом?
Слежу, но в последнее время поводов для радости не много. На клубном уровне у команд нет успеха в Еврокубках, и сборная пока не радует. Это может объясняется сложной экономической ситуацией. Но я общаюсь с коллегами из армянских клубов и, конечно, переживаю, в основном за сборную.
А, как Вы попали в футбол?
Будучи студентом 4-го курса пытался найти работу. Через знакомого появилась возможность работать в футбольном клубе ЦСКА - юрисконсультом. Тогда, при предыдущем руководстве, клуб переживал не лучшие времена. Честно говоря, думал, что долго не продержусь здесь. С теми знаниями и амбициями, которые дает МГУ, хотелось большего. Но перетерпел, а потом, как говорится, втянулся. И мне показалось, что заниматься спортивным правом весьма интересно. В то время, спортивного права как такого не было. Был какой-то вакуум, никто не понимал, как надо заключать трансферные и трудовые договоры. В 2001 году, когда в клуб пришел Евгений Леннорович Гинер, сразу же стало ясно, что перед клубом поставлены новые большие цели. Он мне предложил остаться. И я совсем не жалею, что остался.
Вы можете сказать, что хорошо разбираетесь в футболе или Ваша роль быть хорошим менеджером?
Я больше менеджер. Хотя, когда больше 20 лет работаешь в футболе, в той или иной степени начинаешь разбираться. Я не участвую в селекционной работе клуба, именно как селекционер. Я не считаю себя настолько образованным, чтобы оценивать футболистов. Мы полностью доверяемся селекционерам. Моя задача в случае, если кандидат уже выбран, максимально эффективно провести переговоры, заключить контракт, обеспечить быт игрока.
А где обучаются генеральные директора футбольных клубов и чаше всего представители каких профессий становятся генеральными директорами в футбольных клубах?
Есть много образовательных программ, которые дают возможность за короткое время обучиться важнейшим навыкам. А самое главное - максимально эффективно использовать те ресурсы, которые есть в распоряжении клуба. Большой разницы между генеральным директором коммерческой структуры и футбольного клуба я не вижу. Разумеется, надо разбираться в футболе, но по сути надо максимально эффективно использовать те ресурсы, которые есть в распоряжении клуба, чтобы добиться максимального результата, как спортивного, так и экономического.
Не секрет, что ЦСКА один из немногих частных клубов в России. Поэтому мы стараемся строить свою бизнес-модель на европейский манер. Сколько зарабатываем, столько и тратим. Желательно зарабатывать больше, но в силу объективных экономических причин не всегда удается. Генеральный директор «Манчестер Юнайтед» – Эд Вудворд долгое время работал в консалтинговой компании. Клуб обратил на него внимание и пригласил. Наибольший процент составляют юристы и коммерческие директора, которые становятся генеральными директорами. Иногда и бывшие футболисты, но они чаще становятся спортивными директорами.
Как Вы относитесь к критике? Я часто читаю критику в Ваш адрес, особенно критикуют Ваши высказывания о посещаемости матчей ЦСКА?
Я реагирую очень спокойно. Критика иногда бывает очень полезной. Нельзя считать, что все хорошо только потому, что мы самый титулованный клуб России. Несмотря на жесткую конкуренцию, за последние пять лет мы три раза становились чемпионами и два раза обладателями серебряной медали. Последние пять лет мы играем в групповой стадии Лиги чемпионов. Хорошо, когда критика конструктивна, но так бывает не всегда. Я пытаюсь знакомиться со всеми материалами, которые посвящены нашему клубу. Что касается посещаемости матчей, то мы приняли ряд очень серьезных мер за последние несколько месяцев, и результат не заставил себя долго ждать. Разумеется, матч с «Манчестер Юнайтед» не очень корректно приводить в пример. С другой стороны, в прошлом году мы играли с такими командами как «Тоттенхэм» и «Монако», но стадион не был полностью заполнен. Да, МЮ более статусная команда, но тем нее менее это касается и работы наших сервисов, ускорении досмотровых мероприятий, ценовой политики, коммуникации с болельщиками. Даже в чемпионате России уже есть динамика. Несмотря на то, что уже осень и холодно, люди приходят на стадион.
А всего этого не было раньше?
Было, но наш стадион новый. Недавно ему исполнился год. Для подобно рода объектов, это ничтожный срок. Это уникальный стадион. В него интегрирован бизнес-центр. Эту идею мы переняли у «Стэмфорд бридж» в Лондоне. Мы также подняли уровень обслуживания болельщиков - увеличили количество досмотровых точек, что позволило сократить очереди, улучшили качество кейтеринга. Очень серьезные меры предпринимаются, чтобы обеспечить максимальную безопасность болельщиков. Отдельно надо отметить наших болельщиков, с которыми регулярно общаемся и находимся в тесном контакте. Никаких правонарушений за последнее время не было.
Кроме того, несмотря на экономические проблемы, мы снизили цены на билеты, даже на матчи Лиги Чемпионов. И повторюсь - у нас уже есть результат. Пока не тот, который хотелось бы иметь в конечном итоге. Но посещаемость в 16 000 на матч – не предел, но и не очень плохо. Будем стараться выйти на уровень порядка 20 000.
Должность генерального директора - это предел Ваших амбиций или будете стремиться к большему?
Я весьма доволен всем. Я очень благодарен акционерам клуба, моим коллегам, нашей команде, чьи успехи дают возможность регулярно добиваться спортивных и экономических результатов. Никаких амбиций вроде стать министром спорта у меня нет.
А что скажете о последнем матче ЦСКА в Лиге Чемпионов против «Манчестер Юнайтед»? Болельщики Вашего клуба до конца выглядели достойно, хотя команда проиграла с большим счетом.
Это был большой праздник футбола. Особенно, с учетом того, что два легендарных клуба «Ливерпуль» и «Манчестер» одновременно находились в Москве. Результат огорчил, но справедливости ради надо сказать, что МЮ очень сильная команда и любому российскому клубу было бы сложно с ними играть. Обрадовала атмосфера стадиона. Болельщики поддерживали свою команду, как могли. Благодаря Генриху Мхитаряну на стадионе было много армян.
Как оцениваете шансы ЦСКА в группе?
С учетом текущей ситуации, нашим основным соперником будет «Базель». Это не значит, что мы недооцениваем «Бенфику», но когда у португальской команды нет очков, а у нас с «Базелем» одинаковые очки, то борьба в группе за второе место будет идти именно с «Базелем».
Говорят, что в свое время ЦСКА интересовался Мхитаряном. Насколько серьезный был тогда интерес со стороны клуба?
Мы действительно интересовались им. Он удачно выступал в Украине, в то же время Мовсисян хорошо играл в «Спартаке». Мхитарян уже тогда заявил о себе очень ярко. Когда нам его предложили, он уже играл в «Шахтере». А мы ведем очень аккуратно свою трансферную политику. И выше определенного максимума мы не поднимаем трансферные суммы. К сожалению, на тот момент, его переход уже был невозможен.