Не пропустите большое эксклюзивное интервью с тренером нашей команды, который подробно рассказал о самых важных нюансах работы на первом сборе.
— Виктор Савельевич, с момента приезда в Кампоамор команда каждый день тренировалась в двухразовом режиме. Как оцените проделанную работу?
— Сбор проходит очень хорошо, потому что практически все футболисты принимают участие в занятиях в общей группе. Такого у нас давно не было – кто-то лечится, кто-то по различным причинам не может сразу включиться в полноценную работу. Но на этом сборе все кроме Виктора Васина и Виталия Жиронкина, которые продолжают восстановление после травм и занимаются по индивидуальной программе, с первого дня тренируются в нужном объеме. В нашем распоряжении сейчас 20 полевых игроков плюс Семён Матвийчук, который прибыл специально к контрольным матчам.
В Кампоаморе мы уже десятый год подряд, ребята поопытнее прекрасно знают, какие будут нагрузки. Плюс футболисты всегда получают от нас программы на отпуск: кто плохо тренируется на каникулах, тому тяжело будет с ходу включиться в работу. Таким игрокам было очень несладко в первые 4-5 дней, но они терпели, делали все, что нужно, и по прошествии этих дней уже по-другому переносили нагрузки. Но сейчас практически все наши подопечные приехали в хорошем состоянии, поэтому мы сразу стали давать им приличные нагрузки, было много аэробной работы. Отмечу, что некоторые с вечерними упражнениями без мяча столкнулись впервые.
— Очень интересная тема для разговора. Как ребята помоложе, без опыта сборов в Кампоаморе реагировали на предложенный уровень интенсивности?
— Важно было донести до них одну простую мысль: если футболист выдерживает серьезные нагрузки на первом сборе, в дальнейшем ему будет легко в период матчей. Ты страдаешь сейчас, но получаешь удовольствие от игры в течение года. Многие спортсмены не любят сборы — понятно, по каким причинам. Но зато потом сами они говорят, что весь сезон чувствуют себя хорошо. Специфика работы тренеров на данном этапе — постоянно разговаривать с игроками. Не то чтобы убеждать их, а помогать, поддерживать, показывать цифры, полученные в ходе различных тестов, которые мы проводим на сборах. Наши подопечные должны четко понимать, что мы не наобум даем им всю эту работу. Мы приводим им аргументированные доводы, разъясняем показания датчиков — к примеру, в начале сбора футболист сделал за тренировку такое-то количество ускорений, а после недели работы их число выросло. Сам игрок может этого не замечать, но мы демонстрируем ему его собственную статистику, и он начинает понимать, зачем нужна вся эта работа. Ребятам тяжело по ходу этого сбора, но к его середине и тем более к концу на лицах вновь появляются улыбки, ребята шутят, смеются, и даже бега переносят лучше. Сейчас, в конце сбора, мы проведем две товарищеские игры и уйдем на трехдневные каникулы.
— Безумно любопытно было наблюдать за тем, как ребята бьются за победу в соревнованиях на «плюс-минус».
— «Плюс-минус» — один из традиционных стимулирующих факторов для наших футболистов в ходе первого сбора. Тренируясь в очень тяжелом режиме, они могут выиграть дополнительные соревнования и даже получить какие-то премиальные (улыбается). Все находятся в равных условиях, в зачет идут некоторые упражнения из утренних игровых тренировок. Когда ребят делят на две, три или четыре команды, у каждого из них есть возможность заработать баллы в личный зачет. К примеру, идет игра 5x5, и ты можешь получить плюс. Потом начинается игра 10x10, победители зарабатывают еще один. В конце занятия тренеры подсчитывают результаты и на следующее утро объявляют их перед всеми. Но меня обрадовало, что футболисты и сами следили за своими плюсиками и очень хотели победить. Борьба за первые места была жаркой и интересной, порой не обходилось без ожесточенных споров.
— Достаточно сказать, что победителей было сразу двое, а третий призер отстал от них всего лишь на балл.
— Родриго и Ваня Обляков поделили первое место, Ильзат стал третьим, многие ребята уступили им совсем чуть-чуть. Есть и группа футболистов, которая набрала меньше плюсов. Это не значит, что они на данном этапе готовы хуже: главной задачей тренерского штаба было еще больше заинтересовать игроков, добавить им мотивации. Футболисты и без того терпеть не могут проигрывать, а тут они понимают, что победителей будет всего трое из двадцати. Конечно же, борьба в таких условиях будет очень упорной.
— Вы и сами участвовали в этих соревнованиях, хотя и неофициально. Более того, самые нешуточные зарубы возникали, когда встречались ваша команда и команда Дзагоева…
— Я принимал участие не во всех упражнениях, а только по необходимости — если нужно было уравнять число игроков в командах, когда одного не хватало. Но играть приходилось много, и свои плюсики я тоже считал. Зарубы возникали потому, что, как и любой спортсмен, я не люблю проигрывать. Алан тоже сильно нервничал, переживал, ругался на судей (улыбается). Из-за температуры он пропустил пару дней, это, конечно, его немного подкосило в плане набранных плюсов – так бы он точно был одним из лидеров в общем зачете. Молодые ребята тоже не хотели в чем-либо уступать, но они находили в себе силы сдерживаться, а вот о Дзаге и Набе этого не скажешь (улыбается).
— Страшно представить, сколько бы вы еще набрали плюсов, если бы вместе с остальными ребятами участвовали в вечерних бегах. А если серьезно — как вам удается держать такую форму в 49 лет? Каждый год все не перестают этому удивляться, но вы, кажется, давно не играли наравне с молодежью так много, как в ходе нынешнего сбора.
— Так получилось, потому что некоторым ребятам порой бывала нужна пауза в упражнениях — один день или два. К примеру, однажды Абель ушел с половины занятия, и я заступил вместо него. Там не было ничего серьезного, уже на следующий день он работал в полную силу, просто любой спортсмен тонко чувствует, когда лучше дать небольшую паузу, чтобы ничего не усугубить. Или пару дней не тренировались Дзага, Жама — приходилось выходить мне. Другая ситуация — нужно играть в три команды 7x7, а футболистов ровно 20. Таким образом, почти каждый день я был задействован в игровых упражнениях.
Был к этому готов — во время отпуска тоже бегал, ходил в тренажерный зал. Стараюсь поддерживать форму. Работать на одном уровне с ребятами мне, конечно, уже тяжело, но тренироваться по-прежнему очень интересно. Во время соревнований на «плюс-минус» точно так же заводился, «пихал» судьям, за что перед ними извиняюсь (улыбается). Все потому, что не люблю подводить свою команду. Футбола без азарта не бывает.
— Мы все рады за Семёна Матвийчука, который уже сегодня получит шанс проявить себя в товарищеском матче. Но, может быть, вам и самому стоит вновь выйти на поле?
— (Улыбается) Сыграть я, конечно, могу, но мне будет тяжело, а, самое главное, это неправильно. Я тренер, а проявлять себя на поле должны игроки.
Роман Ляховенко