Многому научился у Газзаева. В том числе как у человека
— Чем сейчас занимаетесь? Завершили ли карьеру игрока?
— Да, завершил карьеру восемь месяцев назад. Сейчас я — спортивный агент, раскрываю новых талантливых футболистов. Могу попробовать найти хороших игроков для ЦСКА. Я всегда подыскиваю хорошие варианты здесь, в Бразилии, если кто-то обращается. Пока мы с ЦСКА не работали, но надеюсь, это когда-нибудь произойдет, и я помогу сделать клуб еще более сильным, чем сейчас.
— Удается смотреть матчи армейцев?
— Нет, из-за разницы во времени не видел, как играет команда в этом сезоне. Но продолжаю следить за результатами и болею за ЦСКА.
— Сейчас ЦСКА играет в другой футбол. Как думаете, та армейская команда была намного сильнее нынешней?
— Стиль игры изменился, но так и должно происходить. Команде необходимо меняться, перестраиваться с течением времени. У каждого поколения свой футбол. Та эпоха была нашим золотым периодом. Мы завоевали много титулов, играли агрессивно, показывали футбол высокого класса. Рад, что был частью золотой эпохи ЦСКА.
— Как вы пришли в российский клуб? Какими были первые впечталения?
— Я должен был приехать еще в 2004 году, но тогда что-то не срослось. Так что сначала перебрался в «Ренн», оттуда уже уехал в Россию. Выбрал ЦСКА еще и потому, что там выступали Вагнер Лав и Даниэл Карвалью.Поначалу было трудно. Я потратил на адаптацию полгода! Должен был выучить язык, для этого нанял репетитора, занимался раз в неделю, в итоге чуть-чуть заговорил. Тогда же стал лучше общаться в коллективе. Вместе с тем мы выигрывали титулы, так что это было волшебное для меня время.
— Что помните про Валерия Газзаева?
— Газзаев умел подыскивать качественных футболистов и имел огромное влияние на коллектив. Именно с ним ЦСКА стал клубом-победителем. У нас подобрались молодые игроки, которые хотели встать в один ряд с европейскими грандами. Помню еще, что Газзаев на сборах давал очень интенсивные нагрузки. Поэтому мне поначалу было непросто работать с тренером. Он всегда требовал максимальной отдачи от футболистов. Постепенно я привык, и многому у Газзаева научился, причем не только как у тренера, но и как у человека.
Акинфеев — легенда, Карвалью и Вагнер — лучшие
— Какие воспоминания у вас остались от российского периода в карьере?
— Период моей жизни в России был связан с новым опытом, знаниями. Здесь я, кажется, стал намного мягче как человек. Конечно, пришлось преодолеть некоторые сложности, вроде языка, непривычной культуры. Но когда я выучил русский, прожил в Москве какое-то время, то стал чувствовать себя по-настоящему живым и счастливым.
— Назовите лучший матч за ЦСКА.
— Я бы назвал все, в которых мы разыгрывали титулы. Например, Кубок России, потом сумасшедшие перелеты во Владивосток, однажды мы там стали чемпионами (в 2006 году. — Прим. «СЭ»). В тот год завоевать трофей было непросто, так что это осталось в памяти.
— Лучший игрок армейцев, с которым вам довелось играть?
— Ох, тогда придется назвать чуть ли не всю команду. У нас был мощный состав: Вагнер Лав, Карвалью, Жо, братья Березуцкие, Жирков, Акинфеев,Игнашевич. Все они игроки топ-уровня. Я будто выступал за сборную, на каждой позиции играли крутые футболисты. Думаю, тогда у нас была одна из лучших команд в России, если не лучшая.
— С тех пор в ЦСКА играет лишь Акинфеев.
— Акинфеев — легенда. То, что он так и не ушел из клуба, это историческое событие. Если бы я был вратарем, то сделал бы точно так же — остался в ЦСКАдо завершения карьеры. Он играет в своей стране, в городе, который любит, семья рядом. Я бы тоже выбрал такой вариант. Тут и сомневаться не о чем. Творить историю в родной команде — это круто! Акинфеева можно только поздравить. Надеюсь, он еще долго будет играть за ЦСКА.
— Дуэт Даниэл Карвалью и Вагнер Лав...
— Лучшие! Вдвоем они разрывали любую оборону, один отдавал передачи, другой забивал голы — они всегда были эффективны.
Со «Спартаком» было два особенных матча
— Сейчас в ЦСКА один бразилец, Мариу Фернандес, да и то с российским гражданством. Что о нем скажете?
— Что он молодец. Правильно поступил, что получил российский паспорт. Ведь только так Мариу мог сыграть на чемпионате мира. В выборе Фернандеса все логично, он играет в России уже много лет.
— В предстоящем дерби Фернандес сойдется на фланге с другим крайним защитником из Бразилии — Айртоном. Кто победит?
— Будет битва. Оба защитника хороши. Но я, конечно, за Мариу! Он возьмет верх. Фернандес опытнее, играет за сильную команду. Желаю ему отлично провести матч.
— Прогноз на матч дадите?
— Верю в победу ЦСКА! Надеюсь, матч получится ярким.
— Помните какой-нибудь особенный матч ЦСКА со «Спартаком»?
— Их даже два. Мы дважды подряд обыгрывали «Спартак» в Суперкубке России (в 2006 и 2007 годах. — Прим. «СЭ»). Сначала со счетом 3:2, я тогда вышел на замену. Потом победили 4:2, а я сыграл с первых минут. Эти воспоминания останутся на всю жизнь. Еще мне дороги матчи с «Динамо» и лондонским «Арсеналом». Москвичам я забил первый гол в составе ЦСКА (армейцы победили 2:0 в сезоне 2004/05. — Прим. «СЭ»). «Арсенал» мы победили в Лиге чемпионов (1:0), когда в составе команды были ван Перси, Анри и Фабрегас.
— Кто был лидером раздевалки?
— Не сказал бы, что был один конкретный лидер. У русских один стиль поведения, они вели себя чуть спокойнее. А мы, бразильцы, приезжали с музыкой, слушали самбу, шумели — таким образом настраивались. А что до мотивации, то в основном получали ее на тренировках. Мы должны были играть агрессивно даже там. И все это потом передавалось на матчи. Так что наша мотивация была ежедневной, не только в день игры.