Большое интервью гендиректора ЦСКА Романа Бабаева «Спорт-Экспрессу» и «Чемпионату» помогает лучше понять логику поступков клуба и вообще всего, что происходит на его орбите. Доминирующая нота в настроении разговора – разочарование. Как-то подозрительно много стало болезненных для армейского самолюбия ситуаций, как-то слишком часто они теперь случаются.
Роман Ерёменко – после дисквалификации ждали обратно, а он ушёл к заклятым.
Родриго Бекао – обещал жениться, а сам ещё за полгода договорился с другой.
Данил Круговой – взял контракт на подпись, но так и не подписал.
Янник Боласи, Хенри Оньекуру и другие неназванные форварды из Европы – вообще не хотят слышать про Россию.
Каждый из этих сюжетов по отдельности вызывает готовность посочувствовать. Но вот так, все вместе, они скорее озадачивают. Что же это за невезуха такая у ЦСКА? Почему у других жизненные разочарования в пределах нормы, а здесь какая-то аномалия? А может, дело не в той стороне, неизменно коварной и несговорчивой, а в этой – в самих армейцах? Может, это у них что-то не так?
* * *
Как вы думаете, есть ли что-то общее, объединяющее все названные выше истории? С вероятностью процентов в девяносто – есть. Деньги. Точнее, небольшое их количество. Ещё точнее – не такое большое, как у конкурентов.
Что за иностранцы такие попадаются ЦСКА – как один не хотят ехать в Россию? Те, что попадаются «Зениту», «Спартаку», «Краснодару», «Локомотиву», «Динамо», вроде бы совсем не против – вон их сколько летом понаехало. А только армейские дружно упираются. Загадка!
Которая на самом деле имеет простой ответ. Северная надбавка. Она подразумевается автоматически для каждого, кто выбирает между Европой и Россией, она просто заложена в условия игры. ЦСКА полагает, что будет жить по другим правилам. Имеет право, тем более что он действительно жил иначе. Но только времена меняются.
* * *
На самом деле ЦСКА тоже всегда предлагал игрокам солидный бонус – только не финансовый, а спортивный. Он называется Лига чемпионов. Футболисты понимали, что будут здесь на виду у всего мира и, даже если проиграют в деньгах сегодня, могут выиграть потом, при следующем контракте в другом клубе или другом чемпионате. Лига чемпионов была армейской разновидностью северной надбавки. Евгений Гинер когда-то рассказывал, что Сейду Думбия выбрал ЦСКА, хотя другой российский клуб давал больше, – это как раз работала армейская репутация.
А что сейчас? Лиги нет, северной надбавки нет – чего ради сюда ехать? Тот же Бекао вполне мог остаться в команде, попади она по итогам прошлого сезона в Лигу чемпионов, – из соображений развития карьеры. А так он решил развиваться в «Удинезе», в серии А. Тем более что и жалованье ему наверняка положили побольше, и культурная среда в Италии ближе. Многие ли бы на его месте выбрали Москву?
В 21 веке ЦСКА заработал славу стабильно успешного клуба. Да, не просто успешного, а стабильно успешного. И именно такая слава держала клуб на плаву сильнее, чем деньги. Но сегодня это уже репутация истекающая. Причём истекающая буквально на глазах, это ощущается почти физически. И клубу, если он хочет остаться в компании топов, надо обязательно продлевать срок её действия.
А для этого есть только один способ – победы. По итогам нынешнего сезона ЦСКА должен или возвращать место в Лиге чемпионов, или, на крайний случай, добиваться заметного успеха в Лиге Европы. Заметного – значит хотя бы на уровне полуфинала. В противном случае следующим летом игроки, которых из Европы позовут армейцы, будут любить Россию ещё меньше, чем нынешним.
* * *
Марио, конечно, красавец. Но он – со своим равнодушием к северным надбавкам – абсолютный уникум. Исключения хороши там, где работает правило. Только правило – основа прочности. На одних исключениях ничего крепкого не построишь.