Весной 2014 года ЦСКА шел на пятом месте – ниже «Динамо», «Спартака», «Зенита» и «Локо», рядом с «Краснодаром» и – внимание – «Амкаром». О чемпионстве мечтали, фанаты по традиции пели «Мы должны быть чемпионами», я тоже хотел побед, но как-то больше думал о поступлении, потому что заканчивал школу и разъезжал по олимпиадам – по литературе, русскому и лингвистике.
В день матча 21-го тура РФПЛ (именно так!) ЦСКА – «Зенит» мартовский ветер бодрил, напоминая о главном: «Женя, сегодня в МГУ ты идешь на финальный тур олимпиады по литературе, повтори Шукшина, вспомни героев Чехова, прочитай краткое содержание «Тихого Дона», и тогда поступишь без экзаменов».
Так и сделал: забыл о матче, вспомнил чудиков Шукшина, по традиции не обсудил ни с кем футбол (на олимпиадах по литературе с этим сложно) и, кажется, даже что-то там выиграл. Выйдя на улицу, проверил: ЦСКА победил 1:0, текстовая трансляция «Спорт-Экспресса» поведала, что Георги Миланов забил какой-то бешеный гол.
«Фух, победили», – перед поступлением на футбол я реагировал сдержанно, потому что эмоций и сил от нуля выходных в неделю, школы, олимпиад и репетиторов не оставалось, но внутри я очень любил ту команду с Цубером, Милановым и Тошичем и мечтал: «Вот бы я без проблем поступил, а ЦСКА стал бы чемпионом».
Поступление казалось реальнее, ведь в первом туре после перерыва ЦСКА в черной форме с желтыми номерами умудрился проиграть «Динамо» 2:4, хотя вел 2:0. О чемпионстве я не думал, а скорее мечтал о совместном финише («получится у них, получится и у меня»), но как оказалось – восхождение началось как раз после гола Миланова, первого для него за ЦСКА, который болельщики признали лучшим в сезоне. Его я не видел со стадиона или по телевизору, но в метро пересмотрел раз 10, а потом дома – под маринованные перцы с киноа (в тот вечер пришли гости) – больше говорил о Миланове, чем о литературе.
Миланов еще на сборах обещал забить важный гол, а отпраздновал его вместе с тренером, который привел его в форму
Тот матч был первым для Семака как исполняющего обязанности главного тренера «Зенита», и гостевой сектор тянул «Эй, Семак, дави коней». Он начал с перестановок: отдал капитанскую повязку Анюкову и передвинул Халка с фланга в центр.
Слуцкий тоже удивил: в центре у него обычно играл Вернблум, но на «Зенит» выбрал Миланова – да так, что в заголовках потом писали про «Георгия Победоносца», который за месяц до гола, на зимних сборах в Марбелье, пообещал журналисту Максиму Квятковскому, что забьет важный гол.
«Сидели долго, общались, и он сказал: «Не обещаю, что буду забивать много, но обязательно забью, и это будет важный гол», – рассказал Квятковский. – Мужик сказал – мужик сделал. Этим голом он отработал свой трансфер».
На 32-й минуте Фернандес фирменно пробежал по левому флангу, а дальше пошла игра в касание: Дзагоев откатил – Миланов выстрелил – Лодыгин остался без касаний.
Пушка!
«Я счастлив, что так получилось, нам удалась хорошая комбинация, эмоции, конечно, незабываемые», – вспоминал Миланов, после гола он побежал к тренеру по физподготовке Паулино Гранеро.
«Когда я появился в команде, мое физическое состояние, скажем так, было не очень хорошим, – объяснял болгарин. – Сейчас уже другое дело. Гранеро много работал со мной, помогал набирать форму, становиться сильнее. Я сразу решил: радость от своего первого мяча в составе ЦСКА разделю вместе с Паулино».
Правда, не все болельщики ЦСКА увидели гол: многие фанаты из-за долгого досмотра попали на трибуну только на 40-й минуте. Они же не участвовали в концептуальном перформансе: подсвеченная изнутри фаерами эмблема ЦСКА на черном фоне в окружении моря других фаеров.
Гол оказался чемпионским – его и хватило, чтобы обойти «Зенит» на одно очко
ЦСКА додавил «Зенит» 1:0, победил в оставшихся девяти матчах и стал чемпионом. Гола Миланова хватило для титула и одного очка отрыва от «Зенита». Золотым считают гол Тошича «Локомотиву» (ЦСКА победил дома 1:0, серб вырвался на ворота Гильерме после ошибки Чорлуки), тогда гол Миланова – предзолотой.
Георги до 2018 года оставался теневым талисманом ЦСКА – не джокером, но реально помогал выходами на замену, спасал команду от усталости, сыграл при Гончаренко крайнего защитника и уехал сначала в Швейцарию, а потом в Венгрию.
Болельщики запомнили его как доброго парня, но не более того: песен не посвящали, просто Миланова всегда приятно обсудить и особенно – его гол.
«Симпатичные мячи [за ЦСКА у меня] были, ведь я с удовольствием стараюсь бить по воротам, когда есть такая возможность, – вспоминал Миланов. – И все же этот гол «Зениту» пока самый красивый в карьере».
ЦСКА стал чемпионом, мое сочинение по Шукшину признали нормальным и дали третье место на олимпиаде, поступил без экзаменов.
Мы чемпионы, оле-оле!