Армейцев в последние пару-тройку лет, а если точнее, то со времен второго пришествия Газзаева, часто отождествляют с киевским «Динамо» семидесятых-восьмидесятых. Первым делом обнаруживают похожесть игровой манеры, основанной – что у тех, что у других – на продуманных до мелочей тактических маневрах с элементами импровизации игроков группы атаки, стремительном переходе из обороны в наступление, широкому и полновесному использованию обоих флангов, жесткой силовой борьбе по всему полю с применением прессинга. Затем резонно проводят параллели с тотальным доминированием внутри страны и выигрышем еврокубка (который киевляне в свое время тоже завоевали первыми из наших). Не без оснований указывают на то, что в армейском клубе, как когда-то в динамовском, почти на каждой позиции выступают лучшие футболисты страны в своем амплуа. С ощутимым неудовольствием резюмируют, что ЦСКА не только сравнялся, но и превзошел «Динамо» в умении «засушить матч», а уж в игре «на результат» вообще достиг совершенства. И даже подмечают, что у Газзаева с Лобановским одинаковое имя – Валерий.
Бесславное поражение от «Маккаби», как и удручающие, в целом, выступления ЦСКА на международной арене вслед за овладением Кубком УЕФА приблизили сравнительные чаши к абсолютному равенству. Потому что у киевлян в эпоху их национального единовластия тоже приключился период регулярных неудач на европейских стадионах. Причем неудачи были еще более невразумительными, нежели армейская в Хайфе, а период – куда длиннее двух сезонов ЦСКА.
Если вы собираетесь поспорить по поводу удручающих выступлений красно-синих и с пеной у рта доказать обратное, то я вас сразу от этого отговорю. Поскольку спорить здесь не с чем – факты налицо, и цифры красноречивы. За два европейских цикла ЦСКА провел 16 матчей: 7 выиграл, 5 проиграл и 4 сыграл вничью. Две победы были одержаны над каким-то там «Мидтьюлландом». Две – над заштатным «Ружомбероком» (среди них единственная крупная). Одна – над быстрорастворимым «Левски». Одна – над инвалидом «Гамбургом». И одна – та, которой можно гордиться: над «Арсеналом».
Кому проигрывали? «Марселю», бухарестскому «Динамо», «Порту», «Гамбургу» и «Маккаби». Внушительный перечень суперклубов, правда? Достижения: предпоследнее место в группе Кубка УЕФА, предпоследнее место в группе Лиги чемпионов и вылет из первого раунда плей-офф Кубка УЕФА.
Одной лишь неготовностью играть в футбол на высоком уровне в феврале столь неприглядную арифметику не оправдать. Причины блеклой игры армейцев в Европе – не только по результату, но и по качеству демонстрируемого футбола – лежат гораздо глубже. Хорошо бы докопаться до них в ближайшие полгода – дабы не пришлось вписывать в эту печальную хронику и следующий еврокубковый сезон.
Диагноз киевских провалов конца 70-х – начала 80-х тоже был определен не сразу, зато оказался стопроцентно верным. «Динамо» сгубили три фактора: приверженность так называемой «выездной модели» (юным читателям поясню как смогу: «выездная модель» – это занудное перекатывание мяча на своей половине поля в гостевом матче с минимумом остроты у чужих ворот, осуществляемое из расчета добыть на выезде ничью), немалое количество «подозрительных» матчей и невысокий класс большинства соперников в чемпионате страны. То есть в гостях динамовцы либо катали скучную «ничейку», либо на пару с соперником исполняли спектакль, а дома либо громили перепуганных гостей, либо, опять же, играли постановку, и лишь в редчайших случаях сталкивались с достойным отпором. Все это в совокупности привело к тому, что киевляне в буквальном смысле слова разучились играть в важнейших матчах с полной выкладкой, сохранять концентрацию на протяжении всех 90 минут, навязывать противнику свои условия, переламывать его сопротивление и забивать голы в условиях плотной обороны, жесткой опеки и надежных действий вратаря. В первенстве Союза эта неполноценность аукнулась потерей трех чемпионских титулов – в 78-м, 79-м и 82-м, причем в каждом случае киевляне непременно проигрывали будущему лауреату (тбилисцам, «Спартаку» и Минску) решающий очный поединок. А в Европе – пятилеткой позора.
В 1977 году динамовцы сошли с дистанции после первого же раунда Кубка УЕФА, не сумев одолеть деревянный по пояс «Айнтрахт» из Брауншвайга, о котором даже сами немцы отзывались уничижительно. Через год в Кубке чемпионов первый шаг – через финскую «Хаку» – сделать кое-как удалось, зато споткнулись на втором, не забив ни гола шведскому «Мальмё». В следующем розыгрыше шагов получилось три. Два неуверенных (минимальные победы по сумме двух встреч над болгарским ЦСКА и чехословацким «Баником»), третий – в лужу (проигрыш болгарскому же «Локомотиву»). Новый евроцикл закончился, едва начавшись, причем из Кубка УЕФА динамовцев вновь выставили болгары – по имени «Левски-Спартак»! Наконец, в Кубке чемпионов-81/82 снова было три шага: «Трабзонспор» и «Аустрию» еле-еле, с минимальным перевесом, обошли, зато «Астон Вилла» над киевлянами позабавилась от души.
И была еще осень 1983-го. Уже без Лобановского, но все равно с фиаско. От французского «Лаваля» в первом же круге Кубка УЕФА. С нулем забитых мячей.
А знаете, что самое потрясающее? За исключением последнего сезона, во всех остальных, невзирая на бесконечные провалы в Европе, никому и в голову не приходило подвергать сомнению превосходство киевлян в классе над остальными отечественными клубами! Больше того, в 80-м и 81-м динамовцы в отличном стиле завоевали два чемпионских титула, попутно установили «вечный рекорд» чемпионатов страны, проведя 45 матчей подряд без поражений (!), и в течение всей обозначенной пятилетки неизменно и заслуженно составляли костяк сборной СССР.
Вам это ничего не напоминает?