После 11-го тура ЦСКА в таблице уже четвёртый. Да, уже – потому что до сих пор в текущем чемпионате России лучшим местом армейцев было пятое. А худшим – десятое. Ещё пару туров назад они отставали от лидера на 7 очков, теперь же – всего на 3. В красно-синей команде явно происходит что-то любопытное – и при этом почти незаметное со стороны.
Обратите внимание: в миру сегодняшний ЦСКА почти не обсуждают. Говорят о ком угодно, даже о «Крыльях» и «Нижнем», а вот армейцы широкую публику почти не интересуют. И есть подозрение, что виной тому фигура главного тренера.
Алексей Березуцкий поразительно несовременен. В наш век тотальной погони за разного рода лайками он вызывающе равнодушен к любым проявлениям внешних эффектов. В эпоху, когда основой жизненного успеха становится искусство нравиться, он по-прежнему остаётся верен старорежимному правилу «Быть, а не казаться». Более того, иной раз возникает впечатление, что он как-то даже нарочито стремится разогнать симпатию, которая вокруг него ненароком может возникнуть, – по крайне мере, смять перед телекамерой физиономию в кислой мине он явно умеет лучше всех в РПЛ.
Он не делает ничего из того, чем обычно стремятся выделиться другие тренеры-новички. Кто-то вспахивает бровку и вроде как даёт эмоцию. Кто-то выступает в прессе с модными тактическими концепциями. Кто-то обещает команду мечты строго к назначенной дате. Кто-то организует рок-н-ролльные «утечки» из раздевалки. Весь этот ходовой арсенал профессиональных ужимок Алексея не трогает совершенно. А если что-то он и декларирует, то скорее, наоборот, скупое и непопулярное.
-В какой футбол мы будем играть? В тот, который приносит результат.
-Контроль мяча? Он нам не нужен, особенно на своей половине поля.
-Прессинг? А кто сказал, что это единственный путь к победе?
Каждый его тезис пропитан вызывающим равнодушием к тому, что и как сегодня принято. Он не намерен делать что-либо только на том основании, что так делают другие, – он будет делать то, к чему пришёл сам. Мурад Мусаев, с которым вместе они учатся на тренерскую лицензию, отмечает в коллеге две важнейшие черты: во-первых, очень умный, во-вторых, знает, чего хочет.
Знает, чего хочет – так скажешь даже не про каждого зрелого тренера. А уж среди начинающих таких вот знатоков вообще наперечёт. Причём в Алексее это знание не напускное, а глубинное. Спокойная уверенность – просто свойство его личности.
Спокойная уверенность – это ведь тот фундамент, на котором стоял прежний ЦСКА, полтора десятка лет правивший в России. И от которого ничего не осталось в новом, возникшем три года назад. Березуцкий изнутри знает, в чём именно состояло решающее преимущество, а потому сегодня пытается вернуть его в армейскую раздевалку. Когда он был игроком, в команде менялись тренеры, тактические идеи, но имя ЦСКА всегда оставался маркой, которую в РПЛ уважают и даже слегка побаиваются. И всё как раз потому, что из этого клуба веяло холодной, непоколебимой уверенностью в себе.
Про сегодняшнего Березуцкого не скажешь, что он равнодушен к тактической стороне дела. Нет, он меняет схемы, ищет игрокам новые роли (Бийол, Зайнутдинов, Ахметов, Обляков, Чалов не дадут соврать), но вполне активные его опыты в то же время не оставляют впечатления суетливости, которое иной раз возникало от слишком уж темпераментного матч-менеджмента Виктора Ганчаренко. Можно обратить внимание на то, что замены по ходу игры в сегодняшнем ЦСКА чаще всего происходят по позиции. Вроде бы опять несовременность: передовые тренды требуют, чтоб команда была трансформером. Но только Алексею, видимо, важнее стабильность, порядок в головах – как залог всё той же уверенности.
В общем, если кому-то Березуцкий видится ретроградом, его самого это едва ли смущает. Он из тех, кто не будет прогибаться под изменчивый мир. И идущая от него спокойная уверенность – это спасительная для армейцев, самая что ни на есть актуальная старомодность.
Чем больше её в сегодняшнем ЦСКА, тем выше он в таблице.