…— Как выстроено ваше взаимодействие с главным тренером до, после и (самое интересное) во время игр?
— Начинается все с того, что мы смотрим 4-5 матчей и готовим обширный видеоматериал по сопернику – каковы особенности его игры и как мы можем их использовать. Дальше отсматриваем его еще раз вместе с тренерами и решаем, что показать футболистам. Также делаем индивидуальные нарезки по игрокам соперника – независимо от того, играем ли мы с командой с первого места или с шестнадцатого, присутствует индивидуальный подход. На общей теории все это демонстрируем нашим игрокам и сопровождаем комментариями.
По ходу матчей мой помощник обычно находится с оператором команды наверху, они ведут онлайн-трансляцию, и мы сразу выбираем моменты, на которые можем повлиять прямо сейчас. Или оперативно отправляем их на скамейку, или показываем футболистам в перерыве. Я в этот момент всегда нахожусь в раздевалке – уже шесть лет смотрю игры только оттуда. По видео на ноутбуке можно отмотать запись назад, понять, в чем была проблема в том или ином эпизоде.
Когда матч окончен, работаем по двум направлениям: вместе с главным тренером и штабом готовим командную теорию, думаем, что можно отработать на тренировках. Кроме того, сами считаем статистику и даем игрокам еще и индивидуальную теорию – что было хорошо, в чем прибавить. Когда-то просто отправляем им видео, в другой раз главный тренер садится и лично разбирает эти моменты с футболистом. Отдельный пласт – статистика. Мы в числе первых в мире подписали договор с компанией Stats Bomb, одной из наиболее передовых в мире. Перед нами они заключили контракт со сборной Бельгии, а сразу после – с «Ромой», так что мы оказались в хорошей компании.
— Для чего именно нужна статистика футбольному аналитику?
— Она не говорит, как играть или почему мы потерпели поражение. Она позволяет оценить, как футболист выполнял те или иные задачи и принципы, которые требует от него тренерский штаб. Статистика помогает понять, кто и насколько вписывается в ту модель игры, которую проповедует главный тренер. Это направление остается невидимым для большинства. Грубо говоря, эта информация закрытая, она есть только у двух человек: у главного тренера и у меня. На ее основании принимается решение о том, что делать дальше.
— Ваш рабочий день в рамках тренировочного цикла - каков он?
— Много лет сохраняется привычка одним из первых приезжать на базу – даже если у команды выходной. Доделываю свои дела по анализу прошедшего матча, по предстоящему сопернику. В восемь утра я уже здесь, главный тренер приезжает в девять, у меня есть час, чтобы подготовиться к этому моменту – что мы будем смотреть и анализировать. К 10:00 собирается весь штаб и игроки, мы смотрим видео и готовимся к тренировке, обсуждаем задачи. После занятия чаще всего мы работаем даже тогда, когда футболисты уезжают домой. Думаем, что нужно скорректировать на завтра и так далее. Получается, уезжаю одним из последних.
Полностью интервью с Евгением Шевелёвым читайте в программке № 6 (667).