В воскресенье 408 болельщиков ЦСКА были задержаны после матча с «Зенитом». Сначала фанатов несколько часов держали на закрытой трибуне, а после порционно выводили и рассаживали по уже ждавшим их автозакам. Людей развезли по отделениям Северного округа Москвы, где у них забрали паспорта, взяли отпечатки пальцев, после кого-то отпустили, а кого-то оставили ждать суда. В общей сложности сотрудники полиции составили 51 протокол об административных нарушениях:
Позднее как минимум 12 человек были признаны виновными по статье 20.31. Суд запретил им в течение двух лет посещать спортивные мероприятия, а также оштрафовал на 15-20 тысяч рублей.
№1. Кто виноват в появлении пиротехники на трибуне?
Самый простой ответ – конечно же, болельщики: они же пронесли, зная при этом, что пиро на трибуне – это административное правонарушение. Но каждый при входе на стадион проходит проверку, которую проводят стюарды.
По нашей информации, люди, обслуживающие матчи на «ВЭБ Арене», не меняются.
Как не меняется и давно установленная договорённость между клубами и фанатами: один-два раза за сезон будет жечься мощное пиро. Некоторые даже закладывают в бюджет на сезон деньги на штрафы.
№2. Президент РПЛ говорит о «спланированной хакерской атаке» на камеры стадиона, которые перестали работать с 57-й минуты. Как такое возможно?
Слова президента РПЛ Ашота Хачатурянца: «Пока не удалось получить отчёт от полиции по вчерашним действиям. Понятно только, что это была спланированная хакерская атака, отключившая камеры». По информации «Матч ТВ», система видеонаблюдения не работала с 57-й минуты.
При строительстве «ВЭБ Арены» ИТ-компания «КРОК» установила 540 камер, которые, как сообщалось в СМИ, интегрированы в единую систему городского видеонаблюдения. В неё входят ВСЕ камеры Москвы: в подъездах, дворах, местах массового скопления людей (метро, площади, ТЦ, стадионы, и т.д.)
В случае с «ВЭБ Ареной» версия о хакерской атаке выглядит очень интересной. Если это была она, почему камеры решили взломать именно во время этого матча? Почему их отключили именно во втором тайме, а не с самого начала? Почему они внезапно перестали работать ровно в той игре, когда случилось масштабное пиро? И как вообще так получается, что в сети, которая подключена к городской системе (а это представьте сколько персональных данных), может быть уязвимость?
Удивительная цепочка совпадений. А главное, как удобно: оправдаться внезапно неработающими камерами.
№3. Как принимали решение о массовых задержаниях? И главное — зачем
Обычно фанатов, жгущих пиро, сотрудники правоохранительных органов встречают на выходе со стадиона: к тому моменту у них уже есть снимки с камер, поэтому из толпы вылавливают точечно.
После финального свистка болельщиков держали на трибуне час – допустим, это время потребовалось, чтобы принять решение о задержании всех присутствующих на фанатке и согнать к стадиону десятки автозаков. Представим, что сотрудники правоохранительных органов, ответственные за задержание правонарушителей, узнав о неработающих камерах, приняли решение отправлять в автозаки всех, потому что иначе установить виновных они не могут. Но как тогда доказывать вину, на какие доказательства опираться?
№4. Почему ЦСКА, РПЛ и РФС так тянули с заявлениями о происходящем на «ВЭБ Арене»?
Первый официальный комментарий вышел только в 0:47 — от РПЛ. Формулировки — максимально обтекаемые: про ущерб, нанесённый имиджу всего российского футбола, и про сотрудников лиги, которые находятся в контакте с правоохранительными органами.
ЦСКА и РФС тянули с заявлениями ещё дольше. Разбирались в ситуации? Она кажется очевидной. К тому же, если ты Большой Человек в российском футболе, то можно просто сделать пару звонков нужным людям, и всё прояснится.
Может, думали, что сказать?
№5. До случившегося много говорили про FAN ID, после – стали обсуждать ещё больше. А как бы помогли паспорта болельщика?
В середине ноября Госдума РФ в первом чтении приняла законопроект о внедрении FAN ID при посещении спортивных мероприятий. Когда система заработает, где будет обязательна, как получить паспорт болельщика — пока неизвестно. На этой стадии обычно утверждается только концепция – все детали обсуждаются уже во втором чтении. Известны цель («обеспечение безопасности граждан при проведении массовых спортивных мероприятий») и стоимость – Минфин уже заложил в бюджет на 2022 год 773,6 млн рублей на внедрение паспорта болельщика.
Итог
Похоже, что всё произошедшее – удачно спланированное шоу, чтобы показать общественности, как же нам необходимо ввести поскорее FAN ID, чтобы ТАКОГО на стадионах в России не было. Если это так, то кто-то, преследуя свои цели, задел невиновных (тут, кстати, стоит сказать про классную инициативу ЦСКА оплатить их штрафы и затраты на юридическую помощь), заставив их самих мёрзнуть, а их близких – нервничать.