Зиму мало кто из больших клубов использует для решительного переустройства состава. Обычно речь идёт о переменах, которые принято называть точечными: клубы закрывают одну-две позиции, где осенью обнаружились слабости. А более размашистые движения если и случаются, то, как правило, в расчете на перспективу.
И на таком спокойном в целом фоне заметно выделяется ЦСКА. Да, подтверждённых трансферов пока нет, но богатую пищу даёт и кулуарная информация, которая, в отличие от банальных слухов, выглядит весьма достоверно. Мы наблюдаем желание укрепить по меньшей мере три позиции, причём не на скамье запасных, а именно в стартовой обойме. Об этом говорит статус тех игроков и клубов, чьи имена звучат в армейском контексте.
Наиболее близкой к завершению считают сделку по переходу Хесуса Медины, 24-летнего парагвайца, правого крайнего форварда, который в составе «Нью-Йорк Сити» становился чемпионом MLS. Кажется, такого вялого правого фланга, как в этом сезоне, у ЦСКА не было давно. Особенно это бросалось в глаза на фоне левого края, где зажигал Чидера Эджуке. Явно не от хорошей жизни Алексей Березуцкий выпускал справа центрфорварда Фёдора Чалова или левого крайнего Бактиёра Зайнутдинова — ни тот, ни другой в такой роли прежде замечены не были. Потому желание клуба взять сейчас профильного исполнителя вполне понятно.
Позицию атакующего хавбека, условной десятки, призван закрыть 24-летний турок Юсуф Языджи из французского «Лилля». Насколько этот трансфер близок к реализации, оценить сложно, но характерно, что он обсуждается в спокойных деловых тонах. Вероятно, здесь подразумевается замена Николе Влашичу, уход которого заметно ослабил созидательный потенциал команды.
Наконец, ещё одно имя — Отавио. Об этом 27-летнем бразильце, основном опорнике французского «Бордо», заговорили в последние дни, хотя сигнал о желании армейцев укрепить середину поля поступил ещё раньше, когда в центре обсуждения оказался Микаэль Кюизанс. Этот 22-летний француз из «Баварии» в ЦСКА уже не перейдёт, поскольку предпочёл «Венецию», но как указатель направления клубного поиска вполне согласуется с вектором Отавио. Видимо, здесь мы наблюдаем намерение удовлетворить уже немного затёртую потребность в новом Вернблуме.
Главное, что объединяет все эти истории, — статус клубов, в которых ЦСКА ищет новичков. Это хорошие имена из хороших лиг, участники континентальных турниров. Это не «Славен Белупо», не «Рудар» и не «Стабек», где были ангажированы нынешние хавбеки армейцев Кристиан Бистрович, Яка Бийол и Эмиль Бохинен. Судя по всему, ЦСКА готов переориентироваться на другой рыночный сегмент — более дорогой, но и более качественный.
Хотя, в общем, это не первый знак такого рода. Ещё летом 2020 года красно-синие потратились на редкость щедро для последних лет. Просто из тех покупок оправдывает траты лишь Чидера Эджуке, тогда как Бруно Фукс и Адольфо Гайч пока выглядят выстрелами в «молоко». И сейчас мы видим готовность скорректировать подход — сделать ставку на тех, кто уже имеет опыт адаптации в других странах, а не кто впервые уезжает из родных краёв, и сразу в неведомую Россию.
В целом же очевидно, что ЦСКА остро ощущает утрату своих позиций и пытается этому противостоять. Можно напомнить, что текущий сезон стал для клуба первым за 20 лет без еврокубков. Сегодня армейцы имеют шестой по стоимости состав в РПЛ, и это, пожалуй, рекордно низкий показатель для 21 века — ещё в прошлом сезоне ЦСКА в этом смысле уступал лишь «Зениту». Хотя даже тогда Валерий Газзаев утверждал, что чемпионскому уровню в команде соответствуют только четыре человека.
Если считать селекцию критерием озабоченности, то среди грандов РПЛ армейцы сегодня, пожалуй, вне конкуренции. Клуб готов решительно меняться даже посреди сезона. И даже вопреки расхожему убеждению, что коней на переправе не меняют.