Поражение «Динамо» во встрече с ЦСКА переводит вопрос о чемпионстве в плоскость подсчёта математических шансов — а это означает, что шансов реальных практически не осталось.
На вопрос о том, чего не хватило бело-голубым, можно ответить одним словом — зрелости. Но можно и попробовать развернуть ответ шире.
Трудно не заметить, что весенняя игра «Динамо» потеряла в яркости. Если осенью на футбол команды хотелось смотреть каждому, кто неравнодушен к этой игре, то теперь прерогатива вернулась к болельщикам клуба. Из футболистов созидательной группы сегодня никто не балует аудиторию своей лучшей игрой. Тот, кто до зимы разбрызгивал по зелёной поляне фантазию и вдохновение, сегодня в лучшем случае тянет лямку.
Себастиан Шиманьски — когда в последний раз мы видели его острые ходы, дерзкие решения?
Вячеслав Грулёв — куда делись его могучий напор, невероятная работоспособность, готовность просто смять всё, что не сдаётся?
Арсен Захарян — как теперь вернуть ту лёгкость, что буквально несла его над газоном несколько месяцев назад?
Денис Макаров — где взять хоть какое-то разнообразие, чтобы его ходы не читались любым защитником с закрытыми глазами?
Константин Тюкавин — отчего теперь в неприятельских порядках с таким трудом находятся свободные зоны, которые прежде возникали перед ним словно сами собой?
Взять воскресный матч против ЦСКА — кто из атакующих игроков «Динамо» сумел чем-то удивить соперника? Который, между прочим, в четырёх предыдущих матчах пропустил восемь раз. А сейчас сохранил свои ворота в неприкосновенности, чего с ним не случалось с начала марта.
Сандро Шварц утверждал после матча, что качеством игры своей команды доволен. Чем дал повод заподозрить себя в лукавстве. Как можно быть довольным, когда команда за полтора часа создаёт один момент, похожий на голевой? Штанга от Тюкавина — вот весь актив динамовцев.
Возможно, заметное оскудение, по сравнению с осенними россыпями, плотности голевых моментов связано ещё и с тактическими особенностями динамовской игры. А именно с твёрдой приверженностью Шварца одной модели и одному составу. Как будет выглядеть команда в предстоящем матче, сегодня без труда ответит даже болельщик, не то что соперник. Динамовцев изучают, под них подстраиваются, их козыри нейтрализуют — а Шварц в ответ не предлагает ничего нового.
Если чем-то в смысле игрового совершенствования весеннее «Динамо» и озабочено, то разве что повышением надёжности. Пропускать команда стала меньше — это правда, но вот в части атакующего разнообразия какими-то откровениями не поразила. А без этого, пожалуй, дальнейший рост невозможен. Потому что шальные мячи — как в Краснодаре, Нижнем Новгороде, Калининграде — не могут выручать всегда. Рано или поздно они залетать перестанут — как и случилось против ЦСКА. И с этим Шварцу что-то надо делать. Чтобы забивать, необходимо удивлять — а это у «Динамо» весной получается плохо.
Безусловно, на боеспособность команды повлияли и внешние обстоятельства. Так, изменилась атмосфера в раздевалке, которую во многом формировала личность Андрея Воронина. Когда роль одного человека подчеркивают столь разные фигуры, как Константин Тюкавин и Сергей Степашин, это не может быть простым совпадением. Выходит, солнечный одессит на самом деле значил для команды многое, даже в звании ассистента. И с его отъездом в динамовском доме стало чуть пасмурнее.
Вероятно, и тот же Шиманьски страдает от украинского кризиса. Несложно догадаться, под каким прессом он оказался на родине. И даже если телом он сегодня с «Динамо», то головой, возможно, уже где-то в другом месте — том, куда ему придётся переехать летом.
Ну и, конечно, решающим фактором психологического давления следует считать сам факт борьбы за золото. Для молодой команды, где нет подобного опыта, это большой стресс и средство взросления. Обретения той самой зрелости, без которой титул выиграть невозможно.
Да, они все ещё должны заматереть — игроки, тренеры, руководители. И вместе с тем должны сохранить в себе способность удивлять. Какого-то одного условия для чемпионства будет недостаточно.