Этому способствует и то, что у команды новый главный тренер. Так в армейском клубе спустя двадцать лет начинается новый исторический цикл, а в предыдущем было все: от российского золота до Кубка УЕФА.
Большая команда должна относиться к уходу такого футболиста, как Чидере Эджуке, так, будто она вылетела ненадолго из высшего дивизиона, и ее покидают игроки, у которых в контрактах прописана для таких случаев облегченная процедура расторжения договора. Уходят те, с кем, выходит, большому клубу глобально не по пути. Они были попутчиками, а теперь на них надо смотреть вниз с высокой палубы. Причем, недолго.
Значение имеют только те, которые остаются — чтобы снова вместе «подняться в высшую лигу». В таких навсегда влюбляются болельщики. Только такие становятся частью клубной истории.
Пустота, возникающая сейчас на месте прошлогоднего ЦСКА, во-первых, уже не абсолютная, поскольку есть Акинфеев, Дивеев, Обляков и Чалов (а это полноценная вертикальная ось, становой хребет), а, во-вторых, в ней уже следует видеть не отсутствие старого, а место для нового. И в этом смысле получается, что в ЦСКА просто расчистилась площадка для большой стройки.
Есть задача делать новую команду. И есть человек, которому это доверено — тоже новый. Но строительные навыки Владимира Федотова уже проверены работой в таких разных климатических зонах, как оренбургская степь и черноморские субтропики. Федотов — надежен. Льет прочный бетон, монтирует железные структурные элементы. Уверенно ориентируется в свойствах материала.
ЦСКА в такой большой стройке нуждался давно. С предыдущей командой ничего выиграть не получилось у трех разных тренеров с их различающимися наборами сильных качеств. Не сработал ни опыт Гончаренко, ни свежий взгляд Олича, ни глубокое внутреннее знание команды Березуцкого. Поэтому вряд ли стоило надеяться, что четвертый по счету спец силами и средствами косметического ремонта вернет ЦСКА на вершину.
А вот для ремонта капитального, помимо чистой стройплощадки и опытного производителя работ, возможностей у ЦСКА достаточно. Первым резервом в нынешних условиях, конечно, становится внутренний. Команда, которая взрастила внутри себя Кучаева, Марадишвили, Тикнизяна и Чалова, сейчас вернула себе двоих из этого списка, а вообще должна смотреть уже на следующее поколение воспитанников. Особенно на фоне того, что ЦСКА два последних сезона побеждал в молодежном первенстве.
Чуть хуже с возможностью забирать интересных футболистов у соперников. ЦСКА, за вычетом пока не вполне оправдавшего себя трансфера Максима Мухина, давно не перехватывал игроков у прямых конкурентов. Он пополнял свою основу за счет нижестоящих клубов. Так армейцами стали когда-то казанец Ахметов и уфимцы Дивеев с Обляковым. Но усилить это направление могло бы умение Владимира Федотова работать с невостребованными и лишними. Именно такие футболисты, в основном — с зенитовской скамейки, очень помогли в пору становления «Сочи».
И на внешнем рынке, при всех известных ограничениях, ЦСКА по-прежнему способен на интересные покупки. Его зимняя кампания была, пожалуй, самой интересной в России. Армейцы до сих пор лучше всех в стране выбирают аргентинцев и бразильцев: почти все самые интересные легионеры из двух главных футбольных стран Южной Америки приезжали именно в ЦСКА. И почти все главные африканские звезды премьер-лиги — плоды армейской селекции, от Сейду Думбия до уже упоминавшегося Эджуке.
Но главный ресурс, который ЦСКА оседлал первым из всех наших топов, — это время. Срок нашего отстранения от еврокубков всем уже пора осмысливать как время, отведенное на глубокую перестройку. Преуспеет тот, кто возьмется за нее раньше. ЦСКА и берется — по всей совокупности внешних и внутренних причин. Так бывает в автогонках: твою победу предопределило то, что ты раньше конкурентов успел заскочить в бокс для дозаправки и смены резины.
Уход братьев Березуцких теперь уже из тренерского штаба знаменует окончание того большого жизненного цикла ЦСКА, который два десятка лет назад начинался с их прихода в качестве подающих надежды защитников. Они брали разгон в зиловском «Торпедо» и новороссийском «Черноморце», другие, как нынешний тренер армейской «молодежки» Гусев или тогдашний бомбардир Попов, перебирались в ЦСКА из других клубов высшей лиги.
Было место и находкам вроде тамбовского самородка Жиркова. И, безусловно, легионеры, которые стали частью истории клуба, — Ярошик, Рахимич, Олич, Карвалью и Вагнер Лав. Важно, что двигателем нового проекта в том ЦСКА был авторитетный, твердо знавший, чего он хочет добиться, тренер Газзаев. Его команда сразу повела себя агрессивно и в селекции, и в игровом стиле, и даже в стиле поведения на поле — с соперниками и судьями.
Тот заново созданный ЦСКА в 2003 году впервые стал чемпионом России. Нынешний ЦСКА начинает сезон, в котором будет отмечаться двадцатилетняя годовщина первого российского золота. Вряд ли ЦСКА может рассчитывать на юбилейный успех. Но ему по силам использовать собственный чемпионский опыт, воспользоваться преимуществом «первого в боксах» и распорядиться роскошью постройки совершенно новой команды. А если у тренера еще получится спокойно поработать два-три года, ЦСКА может создать команду, которая будет стабильно претендовать на золото.
Не пропустите эксклюзивные новости на нашем телеграм-канале: https://t.me/cskamoskva_ru Подписывайтесь!