Яка Бийол прошлым летом принес ЦСКА четыре миллиона евро: словенца, заигравшего в Москве в центре защиты, купил «Удинезе». И с помощью новичка стал одним из открытий чемпионата Италии: до паузы на чемпионат мира команда шла в топ-6. А Яка осенью дважды забил со стандартов, в том числе «Интеру».
О воссоединении с Бекао, чувствах к России, братишке Влашиче и разнице Серии А с РПЛ Бийол рассказал корреспонденту Sport24 Владиславу Шапиро.
Как зажигают звезды РПЛ в Серии А и прорывной сезон в составе «Удинезе»
— Главное, что изменилось для тебя после ЦСКА в Италии?
— Абсолютно все. В Италии для футболиста совершенно другой образ жизни. Каждую неделю у нас сложные матчи — именно поэтому Серии А более динамичная и резкая, чем РПЛ. На каждый матч ты должен выходить и показывать максимум.
— Бистрович сказал Sport24, что Серия А — не космос. Согласен?
— Не соглашусь с Кристияном. Серия А и весь итальянский футбол на порядок выше РПЛ. Это сложный европейский чемпионат, в котором играют мастера своего дела. В каждом матче — кубка или лиги, не важно — ты должен быть готов на все сто процентов.
И да, в Италии футбол быстрее, чем в России.
— А считается, что в Италии пропагандируют оборонительную игру. В России не было таких скоростей?
— Нет. В России ярко видны доминирующие клубы, а между лидерами и аутсайдерами — пропасть. В Италии такого нет: даже в командах со дна таблицы есть качественные футболисты, которые могут удивлять в матчах с грандами.
В Италии действительно оборонительный футбол, тут Бистрович прав. Но тактика в Серии А — совершенно другой уровень.
— В вашем матче с «Торино» Миранчук отдал голевую передачу. Против Алексея тяжело?
— У Миранчука отличная левая нога. Это особенный игрок с множеством талантов. Алексей на поле делает разницу.
— Миранчук станет звездой Серии А?
— Посмотрим. Ха-ха! У нас сложный чемпионат.
— В Италии вспыхнул и Хвича Кварацхелия. Это действительно Кварадона?
— Да, Хвича провел топовый отрезок в первой половине сезона. Сейчас это суперзвезда Серии А, а «Наполи» — лидер чемпионской гонки. Это замечательный период в его карьере. Но против «Удинезе» Хвича не играл, так что я очно еще не убедился, насколько он неудержим.
— А как это было в РПЛ, помнишь?
— Не помню, как и вообще выступлений Хвичи в России. Но что он творит в Италии — топ!
Любовь к ЦСКА и лучший момент в России. Кто в этом году возьмет РПЛ
— Ты говорил, что «серьезно любишь ЦСКА». За что именно?
— Я приехал в Россию совсем зеленым. И так многому там научился! Почувствовал всю любовь болельщиков ЦСКА и тренерского штаба. Это было просто топ! За три года в ЦСКА я получил колоссальный опыт для игры в Европе.
— Ты побеждал с ЦСКА «Реал». Это твои самые яркие эмоции в России?
— Тот матч в Москве — лучший для меня за ЦСКА. Переполненные «Лужники», победа над лучшим клубом Европы! Не знаю, когда это повторится снова, но это лучшее воспоминание, которое я увез с собой из России.
— Ты по-прежнему фанат ЦСКА? Не пропускаешь матчей?
— Конечно, смотрю каждую игру! Нравится, как заиграла команда летом — и жаль, что забуксовали под конец первой части сезона.
— «Зенит» — гегемон в России?
— Да, согласен. В последние несколько лет они лучшие в России. Всем сложно сместить их с первого места, но надеюсь, что ЦСКА в ближайшее время прервет гегемонию «Зенита».
Кроме ЦСКА и «Зенита» в гонке за чемпионство никого и не отмечу. Сейчас для меня фаворит очевиден — клуб из Петербурга.
— ЦСКА не конкурент?
— С таким сильным «Зенитом» претендовать на титул сложно. А вот Кубок России вполне реален, ЦСКА может его взять.
Кто научил играть в защите, работа с Березуцкими и тренером «Удинезе»
— Прошлый сезон — твой лучший в ЦСКА?
— Да, прорывной. Мы финишировали не так высоко, но я провел успешный отрезок, да еще и на новой позиции.
— Ее для тебя нашел Алексей Березуцкий?
— Именно он. Благодарен Березуцкому за возможность сыграть в центре защиты. Алексей многому научил меня.
Обидно, что в его тренерской карьере все так сложилось. Было много трудностей, особенно во второй половине сезона. У Березуцкого выдался сложный год.
— Ваш тренер Соттиль, как и Березуцкие, в прошлом защитник. Это для тебя важно?
— Да, для меня это важно. Алексей Березуцкий поставил мне игру в защите, а Соттиль сделал ее только лучше.
— Самые важные из полученных в России уроков, которые пригодились в Италии?
— Прежде всего терпение, опыт и понимание самой игры. Это главное, что помогло мне достичь нынешних высот, и я почерпнул это в ЦСКА.
За кого болел на ЧМ, друзья в Италии
— На ЧМ болел за Хорватию и Влашича?
— Да, это же мой братишка! Часто видимся в Италии. Желаю ему еще больших успехов, не останавливаться на бронзе.
И пусть Никола не обижается, я хотел, чтобы победила Аргентина с Месси. Больше всего болел за Лео и был счастлив, что кубок достался этому феномену.
— Никола лучший из тех, с кем ты играл за ЦСКА?
— Да, В ЦСКА он показывал топовый футбол. Влашич входил в тройку лучших игроков РПЛ.
В «Торино» просматривается та игра, что Никола показывал в РПЛ — правда, в Италии он стал еще сильнее. Хотелось бы, чтобы Влашич остался в Италии.
— А кто лучший из россиян ЦСКА, кроме Акинфеева?
— Дивеев. У него самый высокий потенциал. Этот парень сильно помог мне, когда меня ставили вторым центральным защитником. Уверен: скоро он заиграет не только в Италии, но и в любом европейском чемпионате.
В ЦСКА есть еще Чалов, Обляков, Кучаев. Именно благодаря им в ближайшее время команда может взять трофей. Пока Федя, Ваня и Костя приносят удовольствие российским болельщикам, но надеюсь, что раскроют потенциал и переедут в Европу.
— Ты теперь снова с Бекао. В Италии Родриго вырос?
— Да. Это топовый защитник, рядом с которым можно не волноваться за нашу линию. И Бекао с каждым матчем становится лучше. Рад играть с таким партнером, как Родри. За эти три года он стал увереннее в себе, физически сильнее. Практически не ошибается, лучше двигает мяч.
— Вы с Бекао стали прямо машинами в «Удинезе». В чем причина такого роста?
— Можно сказать и так, ха-ха. Сделали большой рывок в игре и продолжаем расти. Это все тренировки и наше с Бекао стремление с каждым днем становится мощнее.
— Кстати, про машину: ты так неудачно встал на переходе в Удине, что получил надпись «здесь не паркуются» на машине. В России у тебя такие проблемы на дорогах были?
— Нет, с парковкой — никогда. Никакого суда, как писали, не было. В этой истории нет ничего особенного. Все закончилось хорошо, ха-ха!
О шумном уходе Эджуке, своем будущем и возвращении в ЦСКА
— Бекао не очень добрым словом вспоминают болельщики ЦСКА. Знаешь, за что?
— Ничего не знаю. Это дело только Родриго.
— А что Бекао говорит о ЦСКА?
— Об этом общались мало. Ему безумно понравилось время в Москве, и он получал удовольствие от игры за ЦСКА.
— С кем из знакомых ЦСКА общаешься? Помимо хорватов.
— Я на связи и с Эджуке.
— Чидера, как и Бекао, покинул ЦСКА внезапно — без компенсации, по правилу ФИФА. Для тебя было невозможно поступить, как он?
— Это решение Эджуке, его я никак не хочу комментировать. Надо спросить у Чиди, почему он так поступил.
— Удинезе тебя именно купил, ты не разрывал контракт — агент говорил, ты о таком и не думал. Для тебя это было принципиально?
— У меня был вариант с «Удинезе», и ЦСКА понял мою позицию. Я рад, что переход прежде всего помог моему бывшему клубу, а не навредил.
Всем, кто тогда играл в России, было трудно сделать правильный выбор. Я хотел уйти, но должен был сделать все во благо ЦСКА. И счастлив, что все закончилось полноценным трансфером.
— Когда ты размышлял над уходом, говорил: «Это касается не только футбола. У меня есть семья. Европа или нет — не главный вопрос». Почему он встал так остро? Нельзя было быть с родными в России?
— Тогда это было правда сложно. После начала всем известных событий действительно затруднился выезд из России. Были проблемы с визами и самолетами. Стало трудно навещать близких.
А Удине недалеко от Словении, это важно. Без проблем навещаю семью, а та — меня.
— По словам агента, тобою интересуются «Интер», «Милан», «Рома» и «Наполи».
— Ничего не знаю об этом. Сейчас я сконцентрирован на игре за «Удинезе», пока вполне хорошей. Все будет зависеть от моих выступлений.
— Хочешь однажды вернуться в ЦСКА?
— Надеюсь, происходящее в мире скоро закончится, и все вернутся к нормальной жизни. Не могу предсказать, что случится в будущем, но, может, когда-то решусь на возвращение в ЦСКА.