Нападающий ПФК ЦСКА в преддверии встречи с «Ростовом» дал интервью клубной пресс-службе.
– Сауль, ты родился в венесуэльском прибрежном городе Пуэрто-ла-Крус. Как прошло твое детство?
– Я очень любил ходить на пляж, поэтому каждые выходные мы с семьей проводили именно там. Иногда были на футболе. Пуэрто-ла-Крус достаточно жаркий, и период жизни в Сочи напоминал мне о родном городе.
– У тебя большая семья?
– Помимо мамы и папы у меня есть родная сестра, а также два брата по линии отца. Моя семья никак не связана с футболом, однако ее можно назвать спортивной – мама в детстве занималась баскетболом.
– Правда, что родители хотели вырастить из тебя профессионального бейсболиста?
– Да, в детстве было именно так! Мне дарили бейсбольные биту, мячи, перчатки, еще и рядом с домом была бейсбольная академия. То есть все указывало на то, что я мог бы стать бейсболистом. Но вскоре после начала занятий мы поняли, что этот спорт мне не совсем подходит. Поэтому решили попробовать меня в футболе. Тем более у мамы был знакомый тренер, к которому сначала я и пошел.
Вообще в раннем возрасте сложно осознать, что тебе действительно нравится. Но когда я уже начал заниматься футболом, то ощутил, что это мое.
– Родители не были против?
– Нет. Мой папа большой фанат бейсбола, но как только я сделал первые шаги в футболе, он стал поклонником и этого вида спорта.
– Насколько футбол популярен в Венесуэле?
– В Бразилии, например, на каждом углу «дышится» футболом. А вот у меня на родине больше любят бейсбол. Чем ближе страна к США, тем больше интересуются этим спортом.
– Ты рассказывал, что начинал свою футбольную карьеру в воротах.
– Да, первый год тренировок я играл на позиции вратаря. Но все время смотрел на Роналду и Месси, и мне тоже хотелось забивать. И я понял, что стану нападающим. В первом же матче, где тренер выпустил меня впереди, я забил три мяча.
– Игроки нередко говорят, что с детства воспринимали футбольную карьеру как шанс материально помочь семье. Чувствовал ли ты подобную ответственность?
– Да, многим игрокам футбол действительно открывает дорогу в жизнь. Но мои родители много работали и прикладывали все усилия для обеспечения комфортного уровня жизни. У нас не было нищеты и пустых полок, в доме всегда всего хватало.
Но когда я решил, что хочу стать профессиональным футболистом, понял, что надо идти до конца и прикладывать колоссальные усилия. Заниматься футболом всерьез, чтобы это стало моей основной дорогой в жизни, благодаря которой я реализуюсь и стану успешным человеком.
– Можно ли сказать, что для любого венесуэльского футболиста мечтой будет игра за пределами родины?
– Да, так и есть. Все мечтают уехать за границу и добиться там успеха. Венесуэлец, покидающий родину и достигающий определенных высот в чужой стране, может стать примером для других. К сожалению, венесуэльский паспорт закрывает немало дверей и не дает возможность людям свободно переезжать во многие страны. Поэтому те, кому удается уехать, доказывают, что все реально.
Также отмечу, что важной, первостепенной мечтой для каждого венесуэльского футболиста является игра за сборную. Всем хочется прославлять свою страну и вносить свой вклад в игру национальной команды.
– Ты уже почти год живешь в России. Какие особенности можешь выделить?
– Меня очень сильно удивляет местная дисциплинированность. К примеру, все уважают дорожные знаки и светофоры, никто не нарушает правил. Улицы чистые и их регулярно убирают.
Это же относится и к людям: все игроки нашей команды дисциплинированные. Они принимают пищевые добавки и делают процедуры, которые им показаны. В моей стране это абсолютно не так – практически никто не уважает требования и правила на таком уровне. А здесь порядок.
– А ты был дисциплинированным до переезда?
– Да, но не на вашем уровне. Теперь эту черту я тоже перенял. Когда приезжаешь в другую страну, нужно адаптироваться и принимать местную культуру и порядки.
– Главный тренер команды Марко Николич известен своей успешной работой с молодыми игроками. Какие у тебя с ним отношения?
– Как только я приехал, мы стали с ним много разговаривать. Он постоянно объясняет, что от меня хочет, дает инструкции и делится своим видением. Также приятно, что Марко уважает период адаптации: понимает, что новому игроку необходимо время, чтобы привыкнуть к команде и требованиям, перенять его идеи. Благодаря переводчику мне понятны все указания тренера – где находиться на поле, что делать, как перемещаться. У нас хорошие взаимоотношения.
– Журналисты постоянно сравнивают вас с Тамерланом Мусаевым. Как ты к этому относишься?
– Между нами нет какого-то ожесточенного соперничества. Как только я присоединился к команде, понял, что Тамерлан очень хороший парень – и как игрок, и как человек за пределами поля. Мы здорово с ним ладим и не соревнуемся, стараемся помогать друг другу на поле. Конечно, есть конкуренция, и это здорово. Она позволяет человеку расти и выходить на новый уровень. Нас обоих она развивает, потому что необходимо прикладывать много усилий для завоевания места на поле.
– Выдели главные плюсы и минусы нынешней команды.
– Наша команда остается очень сплоченной при любых результатах игры. Мне это очень нравится. Еще могу отметить скорость, быстроту командных действий и игру в защите. Футболисты насмерть защищают ворота.
Из минусов – конечно, хотелось бы больше реализовывать голевых моментов.
– С какими ожиданиями ты пришел в ПФК ЦСКА?
– С надеждой внести вклад в общее дело, в успех клуба, помочь команде своими результативными действиями. Уверен, мы еще прибавим и займем достойное место в таблице. У нас молодой костяк – точно есть куда расти. Потенциал очень большой.
– Какое сейчас настроение у команды?
– Не секрет, что после октябрьской паузы у нас был не самый лучший отрезок. Нас много критикуют, и это совершенно справедливо. В такие моменты необходимо не терять настрой в каждом новом матче. Изменить ситуацию поможет усердная работа, твердый характер, устойчивая ментальность, вера в себя и в победу. И у нас все игроки достаточно крепки духом, чтобы преодолеть трудности.
– В сентябре к ПФК ЦСКА присоединились два футболиста: ты и Миралем Пьянич. Чувствуется ли что-то особенное в игре с таким футболистом?
– Конечно, без сомнений. Он великий игрок и большой мастер, что доказывает на протяжении всей своей длительной карьеры. Пьянич все понимает и видит на поле, порой он в безысходных ситуациях может сотворить что-то, что спасет игру. Уверен, он себя в этом еще проявит. Сейчас Миралем возвращается на прежний уровень после небольшой паузы, и для этого нужно время.
Расцвет карьеры Пьянича пришелся на мой подростковый возраст, и я регулярно смотрел его матчи. Поэтому то, что я сейчас делю с ним поле, просто невероятно! Тогда я не мог себе представить, что такое произойдет, но понимал, что усердная работа может приблизить меня к этому.
– В команде не так много испаноязычных футболистов. С кем ты общаешься и дружишь?
– С моим переводчиком (смеется). Еще мы отлично ладим с Аббосом. Он сейчас активно изучает испанский, так что часто подходит и практикуется. Мы с ним и на футбольном поле хорошо взаимодействуем – всегда говорю Аббосу, что его передачи должны помогать мне забивать. На этой теме мы и сблизились.
И, конечно, у меня хорошая коммуникация с бразильцами, так как португальский очень похож на испанский.
– Столица твоего родного штата в Венесуэле – город Барселона. Не было ли такого, что все местные ребята болели за испанскую «Барсу»?
– Между моим родным городом и нашей Барселоной всего 10 километров. Кто-то из ребят болел. Я, конечно, следил за ней и смотрел много матчей, но не фанател.
– А за какую из европейских команд ты болеешь?
– За «ПСЖ». В мечтах есть мысль о том, чтобы однажды за эту команду поиграть. Венесуэлец, выступающий за «Пари Сен-Жермен», – звучит же!
Но сейчас мой главный фокус на том, чтобы быть здесь, забивать много голов и показывать себя с лучшей стороны, помочь команде добиться успеха.
– Расскажи, как протекает твой тренировочный день.
– Просыпаюсь за час до выезда на тренировку. Принимаю душ, приезжаю на базу и завтракаю. За 45 минут до тренировки прихожу в разминочный зал и готовлюсь к нагрузке. Иду на основную командную тренировку, после чего мы с Тамерланом обязательно отдельно отрабатываем завершения. После этого делаю все необходимые процедуры и еду домой.
– Чем занимаешься в свободное время? Например, пока едешь на тренировку.
– На базу я все время добираюсь с Мойзесом, поэтому могу просто просматривать соцсети – слежу за тем, как дела и какие новости у моих друзей и родственников в Венесуэле. Сильно скучаю по родине.
Еще мы можем в пути слушать музыку или разговаривать. Иногда я не понимаю, о чем Мойзес говорит, но мы все равно болтаем (смеется).
– Чего, кроме близких, тебе не хватает в России?
– Скучаю по венесуэльской еде. Есть определенные ингредиенты, которых тут просто не найти. Но семья, приезжая в Россию, обязательно мне их привозит. К российской еде пока привыкнуть не могу.
– Ты впервые в жизни увидел снег в горах в Сочи, сейчас в Москве будешь видеть его намного чаще. Тяжело ли привыкать к такой погоде?
– В Сочи снег я видел только в горах, а тут он прямо под ногами на выходе из дома. До приезда в Россию я даже не знал, как он ощущается. Конечно, я видел снег по телевизору, но не представлял себе текстуру. Сейчас понимаю, что это более кристаллизованная субстанция с частичками льда.
– Есть ли у тебя любое место в Москве?
– Мне очень нравится один мясной ресторан в «Москва-сити». Там просто шикарное мясо.
– Среди латиноамериканцев нашей команды есть лидер в знании русского языка – Мойзес. Можешь ли ты уже выражаться на русском?
– Я каждый день практикую язык с партнерами по команде. Но пока еще никакие отдельные уроки по русскому не беру – только закончил курс английского. Но что-то на русском я уже понимаю, конечно.
– Чем бы ты сейчас занимался, если б не футбол?
– Был бы зубным врачом.
– Любимый футболист в детстве и сейчас?
– В детстве был Криштиану Роналду, сейчас – Мбаппе.
– Если бы можно было перенять любое качество у другого игрока, что бы это было?
– Скорость Мбаппе.
– Ты же и так быстрый.
– Но он намного быстрее!
– Есть ли у тебя мечта вне футбола?
– Сейчас нет. Живу футболом.
– Главная цель в карьере?
– Завоевать много титулов.
– Можешь передать что-то нашим болельщикам.
– Для меня большая честь быть здесь вторым игроком из Венесуэлы. Я осознаю, что задолжал клубу и нашим уважаемым болельщикам, поэтому буду стремиться порадовать их своими голами. Буду работать еще усерднее, чтобы принести фанатам много положительных эмоций и приятных моментов.